Женские головные уборы

Женские головные уборы

Старинные головные уборы - очень «говорящая» часть народного костюма. В них отразился рассказ о месте жительства, социальном и семейном положении. Основная черта всех женских головных уборов – это стремление закрыть волосы, вытекающее из основного положения, что замужней женщине показывать волосы «зазорно».

Женские головные уборы Смоленщины красивы и разнообразны.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
02.08.2019

«Чарнец, Яночка, чарнец,

Да уложил Агате чепец.

Да на чепчик намётку,

Прибрал, как лебёдку…»

112

Фотография М.И. Погодина. Ганна, деревня Глотовка, Осельской волости, Ельнинского  уезда (в сороке).

Старинные головные уборы - очень «говорящая» часть народного костюма. В них отразился рассказ о месте жительства, социальном и семейном положении. Девушки не закрывали волосы полностью, а замужние женщины тщательно прятали их под головной убор. Этот древний славянский обычай сохранился и в 19 – начале 20 в. Ходить с непокрытой головой считалось грехом, позором, принадлежностью к колдовству («распустишь волосы – бесей нацепляешь»).

Ритуальная смена причёски и головного убора невесты повсеместно называлась «завязывание молодухой».

«Эта уже када привядуть, за столом посидять у жениха, завязывають молодухой называется. Яе, называется, завязывають: то была девушка, а тут будеть уже женщина» (Духовщинский, Свиты)

«Увадили, зывязывали в роги яе, а жаних сядить зы сталом…» (Яцевский, Исаково).

Коллекция женских головных уборов в коллекции Смоленского государственного музея – заповедника достаточно разнообразна и интересна, часть её представлена в экспозиции музея «Смоленский лён».

На территории Смоленской губернии достаточно долго сохранялись древнеславянские черты головного убора. Распространённым женским головным убором была кички разных форм, имевшие общее название «роги».

 

26
Кичка с рогами Смоленская губерния. 19 в. Холст (слева)

Кичка – колодка. Смоленская губерния, Вяземский уезд. Середина 19 в. Холст, береста, шнур. Из коллекции Е.Н. Клетновой (справа)

Кички шили из стёганного льняного холста, налобную часть уплотняли  пенькой или берестой, иногда  для твёрдости пропитывали конопляным маслом или молочной сывороткой. Молодые крестьянки поверх кички надевали нарядные, сшитые из кумача, набивного ситца, шёлка шапочки – «сороки».

 Дополнением к сороке служил позатыльник, он не только украшал, но и  закрывал волосы женщины сзади. Верхняя его часть («колодочка») делалась  из холста, коленкора или кумача, средняя («ниток»)  - из параллельных красных шерстяных нитей, нижняя («поднизок») – из бисера. Прекрасные образцы позатыльней   с геометрическим орнаментом  (ромбы, кресты) были собраны М.И. Погодиным в Ельнинском уезде

 

36

Позатылень.

Украшали сороку также полосы, вынизанные  из бисера – «вислюги», «кишки». В итоге создавался сложный, многослойный, праздничный головной убор.

 

41

Сорока с позатыльнем. Смоленская губерния, Ельнинский уезд. !912 г. Ткань, тесьма, вышивка, бисер. Из собрания М.И. Погодина.

«Даритя, тётушки, даритя, па  намётычки кладитя!» -  пели на свадьбе Духовщинские крестьянки, одаривая невесту.

Намётка представляет собой льняное полотенце 2 – 3 метра  длиной и 30-40см шириной. Концы её богато украшались полосками кумача, лентами, кружевом, «махрами» из красной, жёлтой и зелёной шерсти, вышивкой, ткаными узорами.

 

52

Полотенце – «намётка». Смоленская область, Духовщинский район. 1920-1930-е г.г. Лён, х/б ткань, ткачество, вышивка.

Намётка (полотенце, ширинка) встречалась в Смоленской губернии как основной головной убор, а также как дополнение к кичке, сороке, кокошнику. Чаще всего намётку, сложенную в виде полосы, три раза обёртывали  поверх другого головного убора, а концы закладывали по бокам или завязывали сзади и распускали.

Как отмечает В.Н. Добровольский в «Смоленском  этнографическом  сборнике» (1893г.), в Бизюковской волости Дорогобужского уезда «замужние женщины носят цапаги (сапоги), головной убор в виде косой намётки, из-под которой виднеется кокошник с крестами. Когда пройдёт год после брака, это наряд перестают носить.…Вышеописанный наряд, однако, женщины надевают, являясь в церковь, на ярмарки, в кабаки. Рукава бывают накрахмалены, а кончики намётки торчат кверху, в виде банта».

 

62

Акулина Никитична Иванушкина дер. Митишково, Мархоткинская волость, Ельнинского  уезда. 1928 г. Фотография М.И. Погодина

Под полотенчатые головные уборы  женщины обязательно надевали чепец, который также участвовал в свадебном обряде: «Чапец – када лажаца аны спать, уходють, то свякрова далжна снять фату и пувязать чапец...» (Смоленский район, Архиповка)

В.Н. Добровольский в «Смоленском  этнографическом  сборнике» отмечает: «Женщина покрывает голову платком, предварительно скрутивши волосы в виде валька, чтобы держался платок, иногда подвивая лён в волосы, если природное украшение незначительно, волосы малы и редки. Надевается на волосы и чепец, сшитый из ситца. По чепцу повязывается платок: молодые носят красные платки, старухи тёмного цвета.

Выходя со двора, покрываются новым платком яркого цвета, завязывая его под подбородок».

Большой интерес представляют  чепцы из собрания Е.Н. Клетновой. «Орнамент плетения этих чепцов – геометрический, основу которых составляют ромбы. Плетёная из нитей прямоугольная заготовка сшивалась по бокам. Спереди край чепцов оформлялся тесьмой, вышивкой цветными нитями, кружевом. В уголки чепца вкладывались «рожки» из холстины или волокна. Стянутый сзади шнурком чепец - волосник плотно облегал голову» (Л.М. Козикова «Предметы крестьянского костюма и быта Вяземского и Духовщинского уездов 19-20 в. из собрания Е.Н. Клетновой)

 

72

Чепец. Смоленская губерния, Духовщинский уезд, деревня Боярщина. 2-я половина 19в.

Принадлежностью костюма замужней крестьянки были и разнообразные повойники, сборники. Сборник получил распространение в конце 19 века.

 

82

Молодуха в повойнике. Смоленская губерния, Ельнинский уезд. Фотография М.И. Погодина.

Распространённым на Смоленщине головным убором был чепец («чапец») и несколько другой конструкции,  называемый также  «шапка». У такого чепца украшалось бисером, стеклярусом, тесьмой, шерстяными «махрами»  очелье, длинные широкие завязки и удлинённая, прикрывающая шею задняя часть.

 

92

И.Ф. Бузанова в «шапке». Смоленская губерния, Ельнинский уезд, д. Коровники, близ Болдина монастыря. 1929 г. Фотография М.И. Погодина.

К началу 20 века  народный костюм постепенно терял старинные детали, выходил из употребления, изменялся.

Так жительница Краснинского района (деревня Пустоселье) В.В. Герасимова вспоминала:  «Мать…носила тогда андарак…Мать носила чепец из гарусового платка. Разбирали волосы на две стороны, закручивали в жгут и закладывали на голову. Поверх повязывали сложенный платок. Получалась, за счёт высоко уложенных волос, имитация чепца».

Старинные головные уборы постепенно заменялись платками, которые становились необходимостью и неотъемлемой частью женского костюма.

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2019

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73
тел./факс +7 (4812) 38 73 46

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы