smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Музейная жизнь

«Возрождение. Церковная резьба XVIII века». Выставка реставрированных произведений из коллекции М.К.Тенишевой

09 января 2016г.
   Художественная галерея в канун Новогодних и Рождественских праздников порадовала посетителей открытием выставки уникальных произведений из коллекции Марии Клавдиевны Тенишевой. Экспонаты, представленные на  выставке, прошли реставрацию во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре (ВХНРЦ) имени академика И.Э. Грабаря. Старейшее реставрационное учреждение России, ведущее свою историю с 1918 года, является флагманом государственной политики в области реставрации памятников истории и искусства и родоначальником ряда ключевых направлений научной реставрации. Сотрудники Центра имени Грабаря на протяжении всей его истории  принимали активное участие в формировании и сохранении музейного фонда страны. Именно специалистам Центра ведущие музеи России доверяют восстановление наиболее сложных экспонатов своих коллекций. 
За почти вековую историю ВХНРЦ трудами его сотрудников были сохранены тысячи памятников искусства.
   В собрании Смоленского музея-заповедника хранится богатейшая коллекция резного дерева, в том числе и церковной резьбы. Этим во многом музей обязан деятельности Марии Клавдиевны Тенишевой (1858-1928). С целью собирания предметов старины княгиня совершила несколько поездок в исконно русские города: Киев, Ярославль, Ростов Великий - в 1898 году, Владимир, Суздаль, Ярославль, Углич, Кострому, Новгород, Псков – в 1904.По научному комплектованию музея Тенишеву консультировали историки и знатоки искусства В.И.Сизов, А.В.Прахов, И.Ф.Барщевский, которые также были участниками экспедиций. Из этих поездок привозили иконы, складни, кресты, домовую резьбу, прялки, кружева, народную одежду и многое другое.В результате активной собирательской работы М.К.Тенишева создала один из крупнейших музеев древнерусского прикладного искусства. Коллекция «Русской старины» в Смоленске в 1911 году  насчитывала более 10 000 уникальных предметов. В Каталог музея, составленнымИ.Ф.Барщевским, включены и экспонируемые предметы – резные Царские врата из Ветлужского уезда Костромской губернии и резной Запрестольный крест из Ветлуги.
   Еще один экспонат выставки – южная Створка от Царских врат из церкви селаНадва Смоленского уезда – поступил в музей в 1920-е годы. Как записано в книге историко-археологического отдела государственного областного музея, Царские врата «доставлены А.Ф.Палашенковым». Уроженец селаНадва Катынской волости Смоленского уезда Смоленской губернии Андрей Федорович Палашенков (1886-1971) – музейный сотрудник и краевед, спасший  в 1920-х-начале1930-х годов многие художественные ценности и памятники культуры от запланированного уничтожения.
   Царские врата– двухстворчатая дверь в центральной части иконостаса, главный вход в алтарь.Через нее во время Литургии выносятся Святые Дары для причастия. Символически Царские врата являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для всех открытыми. Также на Царских вратах размещают образы четырех евангелистов, в знак того, что с Радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения. Этот вариант иконографии широко распространился в древнерусском искусстве с XIV века.
   Царские врата – самая украшенная часть иконостаса.В большинстве случаев их декорировали резьбой, покрывали позолотой, в выполнении которой русские мастера достигли большого искусства. До XVI векаосновой резного декора был невысокий рельеф с лаконичным орнаментом. Постепенно декоративно-орнаментальные мотивы усложнялись, мастера-резчики стали обращаться к использованию ажурной, почти скульптурной резьбы. Это искусство пришло в Россию в середине XVII векас белорусским и и украинскими мастерами-резчиками.В новой резьбе преобладалипышные растительные орнаменты с богатой символикой, в их числе – мотив виноградной лозы, с которой сравнивал себя Христос.
   Крест запрестольный(выносной)– один из обязательных образов храма. Помещается в алтаре за престолом,укреплен на длинном древке,может быть как четырех, так и восьмиконечным, выносится в особо торжественных случаях во время крестных ходов. Крест с изображением Распятия возглавляет шествие, олицетворяя великую тайну Божию о человеческом спасении.
 
Художественная галерея: ул. Коммунистическая, 4,
т. 38-06-95, 38-25-67, 8-910-113-26-98