smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Музейная жизнь

Календарь Исторического музея: первый русский летчик

15 ноября 2016г.

Михаил Никифорович Ефимов

Диплом пилота-авиатора, выданный Михаилу Ефимову аэроклубом Франции 15 февраля 1910 г.

М.Н. Ефимов на "Фармане" с учениками С.А. Ульяниным (слева) и Л.М. Мациевичем

135 лет со дня рождения М.Н. Ефимова

Известный русский летчик, мировой рекордсмен авиации, испытатель новой авиационной техники, талантливый педагог, внесший большой вклад в начальный период развития Отечественной авиации, Михаил Никифорович Ефимов родился 13(1) ноября 1881 года в селе Аполье, Смоленской губернии, в семье безземельного крестьянина.

Юношей Ефимов работал в Одессе грузчиком, электриком на телеграфе. Он увлекался   вело- и мотоспортом, участвовал в мотогонках и в 1908-1909 гг. завоевал звание чемпиона России.

Летом 1909 г. Ефимов первым в Одессе поднялся на планере, а осенью того же года уехал учиться летному делу во Францию, в авиашколу Анри Фармана. 21 января 1910 года Ефимов блестяще сдал экзаменационные испытания, а 31 января установил новый мировой рекорд продолжительности  полета с пассажиром, принадлежавший ранее Орвилу Райту.

15 февраля 1910 года Аэроклуб Франции выдал Ефимову диплом пилота-авиатора за № 31, он стал первым русским дипломированным летчиком.

5 апреля 1910 года собрание членов Одесского аэроклуба вынесло постановление: «На имеющейся мраморной доске с серебряными украшениями – Почетной доске – в память первого полета русского авиатора в России написать: Одесса, 8 марта 1910 года пилот-авиатор Михаил Никифорович Ефимов, первый русский совершил официальный полет в России».

Вскоре  Ефимов вновь отправился во Францию для участия в Международных авиационных соревнованиях в Ницце, где вызвал всеобщее восхищение, завоевав первые призы за скорость полета, за наименьший разбег при взлете без пассажира и с пассажиром, и за наибольший километраж, налетанный им за 10 дней соревнований, во время которых только он один не имел  ни поломок, ни вынужденных посадок.

После Ниццы Ефимов принимал участие во многих международных авиационных состязаниях. За границей Ефимов работал инструктором и испытывал новые самолеты.

Вернувшись в Россию, Ефимов принял участие во Всероссийском празднике авиации, проводившемся  в сентябре-октябре 1910г. на Комендантском аэродроме Петербурга. Кроме него в этом смотре достижений молодой русской авиации участвовали С.И. Уточкин, Г.С. Сегно, В.Е. Руднев, Б.В. Матыевич-Мациевич, В.А. Лебедев и ученики М.Н.Ефимова по Мурмелону(где он после окончания школы работал инструктором) – С.А.Ульянин и Л.М.Мациевич. И здесь его ждал триумф победителя.

Ефимов совершал полеты в Петербурге, Самаре, Москве. Он посетил аэродинамическую лабораторию, где познакомился с профессором Н.Е. Жуковским,  с которым впоследствии неоднократно советовался по проекту своего самолета. В конце 1910 года Ефимов принял приглашение военного ведомства принять на себя обязанности старшего инструктора  летного дела в Севастопольской (Качинской) школе военных летчиков.

Здесь ему пришлось не только обучать будущих летчиков по разработанной им программе и методике, но и заниматься инженерно-техническими задачами, связанными с приемкой новых самолетов, их сборкой и регулировкой.

Интерес ко всему новому, прогрессивному в области авиации являлся одной из самых замечательных черт Ефимова. Впервые в авиационной практике он оборудовал самолет прожекторами для ночных полетов, а в 1912 году предложил приспособление, дающее пилоту возможность  самостоятельно  запускать мотор и стартовать без посторонней помощи.

В 1914 году Ефимов рядовым добровольцем ушел на фронт, летал в разведывательной, а затем в истребительной авиации, одновременно заведуя технической частью отряда, разработал проект самолета-истребителя.

За боевые заслуги его наградили 4 Георгиевскими крестами и произвели в прапорщики инженерных войск.

После Октябрьской революции Ефимов стал флагманским летчиком при комиссаре гидроавиации, принимал участие в подавлении контрреволюции в Крыму.

Во время оккупации Крыма Ефимов был арестован белогвардейцами и в августе 1919 года расстрелян в г.Одессе.