smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Музейная жизнь

С Днём работников культуры!

25 марта 2014г.

«Раритеты Смоленского государственного музея-заповедника»

Коллекция любого старого музея, особенно такого многопрофильного как Смоленский музей-заповедник, часто поражает своим многообразием. Наряду с предметами, нахождение которых в провинциальном российском музее объяснимо и закономерно,  в коллекции находятся «редкости», которые не часто можно увидеть в наших экспозициях, им и посвящена данная виртуальная выставка.

Коллекция Смоленского музея начала складываться в конце XIX века. Ее основу составили собрания смоленского историко-этнографического музея княгини М.К.Тенишевой  и смоленского историко-археологического музея, организованного знатоками местного края С.П.Писаревым и В.И.Грачевым.   В дальнейшем многопрофильность  музея способствовала поступлению самых разнообразных предметов. В результате, наряду с произведениями искусства, последовательно отражающими  этапы развития истории и культуры в основных экспозициях музея,  сформировался целый комплекс уникальных предметов, хранящихся в фондах до экспонирования на выставках.  Эти старинные музейные редкости не часто радуют зрителя, находясь в запасниках большую часть своего существования, но заслуживают особого внимания.  Например, «Острожское Евангелие» 1580 года - первая печатная книга на «церковнославянском языке», или именная грамота, жалованная полковнику Григорию Михайлову Любистову, Санкт-Петербург 1753г.

Величайшую историческую ценность представляют  хранящиеся в музее  грамоты русских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, собственноручное письмо Петра I, рукомой волынского князя Константина Острожского, известного как владелец типографии, выпустившей  первую русскую печатную книгу, кубок, изготовленный мастером Иваном Григорьевым в 1748 году, цеховые знамена смоленских ремесленников…

 

Мастер Иван Григорьев.

Кубок с крышкой.

Москва, 1748г.

серебро, чеканка, литье, просечная чеканка, золочение

Высота 37,4 см.

Подобные гербовые кубки, увенчанные двуглавым орлом, являлись предметами подношений или давались в качестве пожалований, служили украшением поставцов. В качестве семейных реликвий передавались по наследству.

Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.

 

   

Цеховое знамя  смоленских серебряников.

Смоленск, 1839 г.

Металл, дерево, чеканка, гравировка , серебрение.

Размер 77х56 см.

(Лицевая и оборотная сторона).

На лицевой стороне живописное изображение Николая Чудотворца.

В 1839г. в Смоленске были выпущены знамена в виде металлических рельефов с иконописными вставками, с креплениями для древка в левой части. Каждое знамя представляло один из ремесленных цехов г.Смоленска. Всего в музее хранится 1 общее знамя ремесленников и 7  знамен различных  цехов: портного, резного  и столярного, сапожного, живописного, кузнечного, серебряного, печного.

Из старых поступлений музея.

 

Ваза  декоративная.

Западная Европа, XIX в.

Фарфор, роспись, золочение.

Высота 59,2 см.

Восточный декор. Произведения европейского фарфора зачастую  объединяют  традиции культур Востока и Запада. Сюжеты китайских и японских росписей постоянно использовались  европейскими мастерами в подражание более дорогим восточным предметам. С XVIII в европейском искусстве между собой соперничали 3 стиля - тюркери, жапонез и шинуазри (турецкий, японский и китайский стиль соответственно). В вазе смоленского музея  отражено творческое переосмысление европейскими мастерами  традиций фарфорового производства восточных держав.

Из старых поступлений музея.

 

Кубок свадебный («потешный»).

Германия, XVIII в. (по образцу XVI в.).

Медь, серебрение, золочение¸чеканка,гравировка.

Высота 16,5 см.

Кубки в виде женской фигуры («юнгфрау») изготовлялись в качестве свадебного сосуда. Состоит из двух частей - верхнего маленького (для одного)  и большого перевернутого (двойного).  Выпить налитый напиток из маленького одиночного кубка невозможно, т.к. он подвижный: закреплен на шарнирах. В перевернутом виде такой кубок становился двойным, но поставить его было невозможно.  Из большого кубка  должны были пить поочередно жених и невеста, не расплескав не капли.

Из старых поступлений музея.

 

Ваза для фруктов.

Германия, Саксония, нач. XIX в.

Фарфор, роспись.

Высота 61,5 см.

Саксонский фарфор (porcelaine de Saxe) изготавливался  на заводе в  г. Мейсене, близ Дрездена. Именно мастерам  Саксонии в начале XVIII в. удалось воссоздать рецепт фарфора и открыть первую  в  Европе  порцелиновую  (фарфоровую)  мануфактуру.

Богатый скульптурный декор, насыщенный колорит  росписи позволяют причислить вазу к незаурядным  произведением  декоративно-прикладного искусства.

Поступила в 1925 году из Ярцевского музея.

 

Корчик.

Россия, XVIII в.

Дерево, резьба.

Длина 25 см.

Корчик- ложка, которую подвешивали к большему общему сосуду (братине). Корчик предназначался  для разлива напитков и в качестве личной ложки.

Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.

 

Фотопортрет княгини М.К.Тенишевой.  

Рамка фирмы Карла Фаберже. Санкт-Петербург, 1902 г.

Серебро, чеканка, гильошировка,  эмаль, фотопечать.

21,5х18,4 см.

Портрет был изготовлен к годовщине бракосочетания  Марии Клавдиевны Николаевой  (М.К.Тенишевой)  и князя Вячеслава Николаевича Тенишева.

Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.

 

Грамота жалованная полковнику Григорию Михайлову Любистову. 

Санкт-Петербург, 1753г.

Пергамент, рукопись, твореное золото, акварель, парча, шелк.

46х70,5 см.

На 4-х пергаментных листах, текст обрамлён орнаментальной рамкой с изобржением листьев, цветов, завитков. Орнамент выполнен золотом и красками. Каждый лист переложен шёлковой прокладкой. Обложка обтянута золотной парчой. К грамоте подвешена кустодия  с сургучной гербовой печатью и двумя кистями на крученых шнурах с четырьмя ворворками.

Поступила из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.

 

Евангелие Острожское.

Россия, 1580 г.

Серебро, бумага, ткань, печать

16х10,5х4 см.

Напечатано Иваном Фёдоровым, с шестью красочными иллюстрациями, в бархатном зелёном с коричневым переплёте с серебряной позолоченной накладкой с лицевой стороны. В центре в выпуклом квадрате фигура с книгой, на открытых страницах которой выполнена надпись: "приидите все…", выше надпись по-славянски; четыре выпуклых угольника с изображением пишущих фигур. На обороте резной крест в выпуклом фигурном обрамлении, четыре ножки и две серебряных  застёжки. Внутри оклейка белого шёлка, страницы с золотым обрезом.

Поступило из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.

 

Венец девичий.

Вологодская губ., кон. XVIII - нач. XIX в.

Ткань, галун, фольга, ленты, вышивка.

Высота 16 см.

Полукоронка с пятью городчатыми зубцами на фольге и стержнях. Обшита золотными нитями и стеклярусами, налобник с двумя полосами золотного галуна и прошивкой из бити. Сзади девять лент разнообразной ткани, концы лент шиты галунными полосками золотной нити и серебристой бити, с шерстяными кистями.

Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.

 

Малютин С.В. (1859-1937)

"Баян". Эскиз занавеса талашкинского театра. 1900-1903гг.

Бумага, акварель, гуашь, бронзовая краска.

24,7х49 см.

Одним из самых удачных проектов известного художника С.В.Малютина, работавшего в Смоленске и Талашкино с 1900 по 1903 год, стало оформление талашкинского театра. Смысловым центром театрального интерьера, выполненного художником в русском стиле, стал красочный занавес сцены с изображением былинно-сказочного баяна, играющего на гуслях. Единство стилевого решения – декорированные резьбой и росписью порталы, скамьи с высокими волнообразными спинками, расписные двери и карнизы – отражает общий настрой всего оформления здания театра.

Поступил из собрания княгини М.К.Тенишевой.

 

Рукомой. XVI в.

Латунь, литье, гравировка.

Размер 32х16,5 см.

Принадлежал  волынскому  князю Константину Константиновичу Острожскому (1526-1608), основателю первой русской типографии, в которой в 1580 году была выпущена первая печатная книга на церковнославянском языке - «Острожское Евангелие».

Поступил из смоленского  историко-археологического  музея, дар генерал-майора  А.П.Клочкова.