smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Музейная жизнь

«Эти разные, разные, разные лица». Виртуальный проект Смоленского музея-заповедника

03 апреля 2015г.

 В 2015 году на сайте  музея-заповедника стартовал проект «Эти разные, разные, разные лица» - виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова. Для любителей искусства сотрудники  музея скульптуры  подготовили новый выпуск виртуального путешествия по экспозиции нашего великого земляка. В эти весенние дни почитателей творчества Коненкова ждет встреча с замечательной скульптурой «Женщина в русском сарафане», посвященной Надежде Васильевне Плевицкой, звезде русской эстрады нач. XX века.

 В годы своей молодости Сергей Коненков  не раз бывал на концертах Н. Плевицкой в Москве, с восторгом слушая ее пение, дивный голос, низкий, красивый, богатый по тембру. Это восхищение вылилось в страстное желание создать портрет певицы. В 1925 году  желание скульптора исполнилось. В те годы Сергей Тимофеевич жил в Нью-Йорке, а Надежда Плевицкая гастролировала по городам Америки.

Вот как Сергей Тимофеевич рассказывал о том, как создавал портрет «Женщина в русском сарафане»: «Как-то я попал на концерт исполнительницы русских народных песен Плевицкой. Аккомпанировал ей Рахманинов. Можете представить, какое это было чудо! У Плевицкой, выросшей в деревне, жесты женщины-крестьянки, живые народные интонации, искреннее волнение в голосе. После концерта, потрясенный, взволнованный, я пригласил Плевицкую для портрета. Надежда Васильевна согласилась.

Работал я самозабвенно. Мне хотелось, чтобы всегда звучал ее голос, чтобы образ красивой русской женщины-крестьянки не исчез из памяти народа».

Скульптуру «Женщина в русском сарафане», созданную в 1925 году, выполненную в гипсе, вы сможете увидеть в большом зале музея скульптуры С.Т. Коненкова на втором этаже экспозиции. Давайте ближе познакомимся с этой работой, всмотримся в это прекрасное женское лицо…

Не кажется ли вам, друзья, что скульптор создал не только портрет прославленной певицы, но и воплотил образ русской народной песни?.. Всмотритесь: мелодия песни проступает в нежном обаянии женщины, в грустной задумчивости взгляда, в мягких, льющихся линиях самого портрета.

Произошло чудо – возник слитный, светлый, трогающий до глубины души образ женщины и песни, рожденной ее талантом. Созданный в 1925 году, этот портрет, воплощенный затем не в гипсе, а в мраморе, экспонируется в настоящее время в Государственном Русском музее в Петербурге.