dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Виртуальные выставки

28 мая 2018г.
«Неповторимый утраченный облик…»

к 135-летию со дня рождения художницы

Веры Николаевны Глинки

 (1883  – 1955)

Вера Николаевна Глинка принадлежала к старинному дворянскому роду  Глинок и являлась внучатой племянницей композитора М.И. Глинки.

10 мая 2018г.
М.К. Тенишева в кругу друзей

Дорогие Друзья!

   Предлагаем вашему вниманию фотовыставку  из  альбомов княгини М.К. Тенишевой, княгини  Е.К. Святополк-Четвертинской и Н.А. Хренникова. На фотографиях запечатлены гости Талашкино – великие русские художники, музыканты, композиторы, архитекторы.

   Эта выставка дает возможность увидеть княгиню М.К. Тенишеву в тесном кругу родных и близких ей людей,  в простой непринужденной обстановке.

Материал охватывает небольшой промежуток времени с 1898 г. по 1905г.

 
10 апреля 2018г.
"Я девчонка распрекрасна: В косе ленточка атласна!"

Девичьих головных уборов в коллекции Смоленского музея-заповедника хранится немного. Ещё автор книги «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки», вышедшей в свет в 1927г., Н.И. Лебедева отмечала: «Головные уборы девушки сохранились слабее. Главная причина этого та, что молодое поколение легче теряет старые традиции. Исчезли и от того, что заключали в себе менее символики».

Главным, что объединяет все девичьи головные уборы – они, окаймляя лоб, оставляли макушку открытой и могли быть в виде украшенного обруча, в виде полотенца или платка. >>>

26 декабря 2017г.
Выставка нидерландской графики из собрания Смоленского музея-заповедника

Собрание нидерландской графики Смоленского музея-заповедника невелико по объему, но дает хорошую возможность познакомиться с произведениями художников, созданными в XVI-XVII веках. Виртуальная выставка включает 56 листов в технике офорта и резцовой гравюры. В историю искусства XVII столетие недаром вошло под названием «золотого века»: в обновленных Нидерландах это был подлинный расцвет живописного и графического   искусства, особенно в Голландии. Среди представленных на выставке листов - гравюры и офорты выдающихся мастеров: Виллема ван Сваненбурга, Антони Ватерлоо, Виллема Ромейна, Рембрандта ван Рейна, Яна Бота, Германа Сафтлевена, Алларта ван Эвердингена, Карела Дюжардена, Яна ван Акена, Антони Ватерлоо. Творчество этих и других художников отличает универсализм : они создавали портреты, пейзажи, композиции на мифологические и религиозные темы, нередко изображали фигуры в произведениях своих соотечественников. Многие живописцы работали как офортисты. Все композиции характеризуются вниманием к деталям при сохранении целостности образа и отмечены высоким уровнем исполнительской культуры. Этим объясняется повышенный спрос на произведения голландцев и фламандцев у коллекционеров. Известно, что только из собрания Барышниковых в музей поступили многочисленные папки с графическими листами: акварели, литографии, офорты, гравюры. Среди них оттиски с офортов Рембрандта, А. Остаде. А. Ватерлоо, П. ван Лара, А. Эвердингена, К. Дюжардена и др. (ГАСО. Ф.19. Архивный фонд Наркомпроса). Представление о творчестве целого ряда старых мастеров дают также репродукционные гравюры Схелте А. Болсверта, Данкера Данкертса, Вильяма Унгера, Иоганна Гертеля с картин нидерландских, голландских и фламандских живописцев, находящихся в Художественной галерее Касселя, Рейксмузеуме Амстердама, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее искусств Лос- Анджелеса. Посетители нашего сайта получат уникальную возможность впервые увидеть редкие гравюры из фондов смоленского музея и познакомиться с тем, как интерпретировали явления окружающей действительности знаменитые нидерландские мастера XVI - XVII столетий.

24 ноября 2017г.
В небесах мы летали одних...

К 75-летию со дня формирования французского авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман"

08 ноября 2017г.
«В саду пташка распевала, а я фартук вышивала»
Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки. >>>
30 октября 2017г.
Коллекция русского авангарда Смоленского государственного музея-заповедника


Предисловие к виртуальной выставке

 

Алексеев Георгий Дмитриевич

(1881-1951)

Булычев Александр Павлович

(1894−1946)

Гончарова Наталья Сергеевна

(1881-1962)

Гуревич Михаил Львович

(1904-1943)

Дейнека Александр Александрович

(1899-1969)

Козьмин Михаил Иванович 

(1894-1950)

Кончаловский Петр Петрович

(1876 – 1956)

Королёв
Борис
Данилович

(1884-1963)

Кузнецов
Павел
Варфоломеевич

(1878-1968)

Куприн Александр Васильевич

(1880-1960)

Кустодиев Борис Михайлович

(1878-1927)

Лентулов Аристарх Васильевич

(1882-1943)

Машков
Илья
Иванович

(1881-1944)

Нивинский Игнатий Игнатьевич

(1881-1933)

Певзнер
Натан  
Абрамович

(1886-1962)

Попова  Любовь Сергеевна

(1889-1924)

Рождественский Василий Васильевич

(1884-1963)

Стефанский Чеслав Казимирович

(1889-1942)

Пахомов Алексей Федорович

(1900-1973)

Фальк
Роберт
Рафаилович

(1886-1958)

Цапенко
Борис
Михайлович

(1883-1941)

Шегаль
Григорий
Михайлович

(1889-1956)

Шурпин
Федор
Саввич

(1904-1972)

Щипицын
Александр
Васильевич

(1897-1943)

02 октября 2017г.
«Люблю сердечно, дарю навечно» - вышитые надписи на смоленских полотенцах

Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора.

В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги (имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань), обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо». >>>

26 июня 2017г.
Виртуальная выставка "Земля и люди" ко дню рождения С.Т. Коненкова 10 июля

 «Моя земля и люди»

Перед вами страницы из фотоальбома с комментариями великого скульптора – земляка С.Т. Коненкова. Здесь представлены фотографии посещений Сергеем Тимофеевичем  Смоленщины в 1958, 1969 гг. Данные материалы - из фотофонда Смоленского государственного музея-заповедника.

08 июня 2017г.
Виртуальная выставка «Смоленские пояса – опояски, рябушки, покромочки»

Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека  -  в быту, обрядах, фольклоре.  В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:

« Надену – ободом сведёт,

   Сниму – змеёй упадёт.

   Тепла не даёт,

   А без него холодно».

11 апреля 2017г.
К 170-летию со дня рождения С.П. Писарева

С.П. Писарев (1846-1904 гг.) - основатель историко-археологического музея в Смоленске

24 марта 2017г.
Смоленщина в объективе фотокоров газеты «Рабочий путь»
«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия. >>>
02 марта 2017г.
Английская гравюра XVIII века Уильям Хогарт (William Hogarth)1697, Лондон – 1764, Лондон

,

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение. >>>

Отдельные листы

Серия  "Карьера шлюхи"

Серия "Карьера мота" Серия "Четыре времени суток"
Серия "Модный брак" Парные гравюры  Анализ красоты Серия "Выборы в парламент"
Серия "Времена"
18 января 2017г.
Виртуальная выставка «Тяжелая зима 1942 года…»

К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции

(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)

Ржевско - Вяземская наступательная  операция  войск  Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и  Западного  (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась  составной  частью  наступления  советских  войск  зимой 1941-1942 гг.

Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).

Большую  помощь  в  проведении  операции  оказали  смоленские  партизаны, сражавшиеся  во  взаимодействии  с  частями   1-го   гвардейского   кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.

Несмотря   на  незавершенность  Ржевско-Вяземской  операции,   она  сыграла  важную роль  в  ходе  наступления  Красной  Армии  зимой  1941-1942 гг.  Советские  войска  отбросили противника  на  западном  направлении  на  80 -250 километров,  завершили  освобождение Московской  и  Тульской  областей,  многих  районов  Калининской  и  Смоленской   областей. Немецко-фашистские  войска  не  получили  ожидаемой  зимней  передышки  для  подготовки новых  операций  и  понесли  значительные  потери. С  1  января  по  30  марта  1942 г.  группа армий  «Центр»  потеряла  более  330  тысяч  человек.

На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.

Действия 1 гвардейского
кавалерийского корпуса
под командованием
П.А. Белова

4 Воздушно – десантный корпус Партизаны полка В. Жабо  33 армия генерала М.Г. Ефремова
13 декабря 2016г.
Гравюрный кабинет. Мюнхенский союз граверов

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.

Пейзаж

Анималистический жанр

Бытовой жанр

Книжная иллюстрация


1 2 3 >