smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Виртуальные выставки

24 марта 2017г.
Смоленщина в объективе фотокоров газеты «Рабочий путь»
«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия. >>>
02 марта 2017г.
Английская гравюра XVIII века Уильям Хогарт (William Hogarth)1697, Лондон – 1764, Лондон

,

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение. >>>

Отдельные листы

Серия  "Карьера шлюхи"

Серия "Карьера мота" Серия "Четыре времени суток"
Серия "Модный брак" Парные гравюры  Анализ красоты Серия "Выборы в парламент"
Серия "Времена"
18 января 2017г.
Виртуальная выставка «Тяжелая зима 1942 года…»

К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции

(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)

Ржевско - Вяземская наступательная  операция  войск  Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и  Западного  (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась  составной  частью  наступления  советских  войск  зимой 1941-1942 гг.

Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).

Большую  помощь  в  проведении  операции  оказали  смоленские  партизаны, сражавшиеся  во  взаимодействии  с  частями   1-го   гвардейского   кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.

Несмотря   на  незавершенность  Ржевско-Вяземской  операции,   она  сыграла  важную роль  в  ходе  наступления  Красной  Армии  зимой  1941-1942 гг.  Советские  войска  отбросили противника  на  западном  направлении  на  80 -250 километров,  завершили  освобождение Московской  и  Тульской  областей,  многих  районов  Калининской  и  Смоленской   областей. Немецко-фашистские  войска  не  получили  ожидаемой  зимней  передышки  для  подготовки новых  операций  и  понесли  значительные  потери. С  1  января  по  30  марта  1942 г.  группа армий  «Центр»  потеряла  более  330  тысяч  человек.

На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.

Действия 1 гвардейского
кавалерийского корпуса
под командованием
П.А. Белова

4 Воздушно – десантный корпус Партизаны полка В. Жабо  33 армия генерала М.Г. Ефремова
13 декабря 2016г.
Гравюрный кабинет. Мюнхенский союз граверов

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.

Пейзаж

Анималистический жанр

Бытовой жанр

Книжная иллюстрация

01 декабря 2016г.
«Смоленские украсы»

фото насовки из Смоленской губернии, Вяземского уезда

Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».

Статья впервые была опубликована в первом выпуске «Трудов Смоленских государственных музеев» в 1924 году, она и легла в основу нашей виртуальной выставки.

Как писала Козикова Л.М. в основе исследования лежат собранные Е.Н.Клетновой  в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии и датированные XIX - началом XX вв. образцы «справы». «Справа», как говорили смоленские крестьяне, это украшения для полотенец, скатертей и рубах.

Коллекция «справы» насчитывает почти 900 единиц хранения.

В ее составе:

 - «спороши» («спорки») украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах;

 - концы праздничных и ритуальных полотенец, а также «спороши» и фрагменты с них;

 - кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах («концовки», «прошивки» для полотенец и скатертей);

 - «концовки» в виде бахромы («бухмара»);

 - несколько образцов украшений («коморы») из Духовщинского уезда для декорирования боковых швов верхних женских рубах «насовок». >>>

07 декабря 2015г.
«Эти разные, разные, разные лица…» Виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова

Любители искусства, здравствуйте!

В рамках  виртуального проекта наша последняя встреча в уходящем 2015 году, названном «Годом литературы», посвящена произведению Сергея Тимофеевича Коненкова «Портрет А.С. Пушкина».

Более двух веков отделяют нас от времени, когда жил и работал  гениальный поэт. О нем, кажется, известно все, но, тем не менее, его жизнь по-прежнему остается  неразгаданной и в наши дни. Оставалась она тайной и для Сергея Коненкова,  который считал Александра Пушкина своим любимым поэтом. Томик стихов Пушкина всегда был с ним, и часто в минуты сомнений, тревог, раздумий Сергей Тимофеевич перечитывал стихи, находя в них ответы на свои житейские драмы.

В творчестве он не раз обращался к портретам Пушкина, скульптурным и графическим, но лучший из них был создан в 1937 году, когда в России и во всем мире отмечалась скорбная дата – столетие со дня гибели поэта. В это время Сергей Тимофеевич жил и работал  в Америке.

«По представлению, каким он вдруг открылся мне, без всяких побуждений извне, я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел, но это был мой Пушкин, весь, целиком. «Пушкина» водрузили на высокий постамент, и каждый участник вечера – выступал ли он с речью, читал ли стихи, – невольно обращался к бюсту поэта».

Гипсовый вариант «Портрета А.С. Пушкина», выполненный автором в 1954 году, представлен в Музее скульптуры С.Т. Коненкова. Познакомиться с этой скульптурой вы можете в большом зале на 1 этаже музея.

24 сентября 2015г.
«Эти разные, разные, разные лица…» Виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова

Дорогие друзья! Продолжается 2015 год, объявленный Годом литературы.

Наша очередная встреча на виртуальном проекте «Эти разные, разные, разные лица…» (путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова) посвящена произведению  скульптора "Портрет Ф.М. Достоевского".

"Однажды в юности я увидел посмертную маску Достоевского. Меня как будто огнем обожгло всего – так поразила меня эта маска. Жадно, запоем я прочитал все, что было издано в России из его книг", – так уже в конце жизни вспоминал Коненков о своем впечатлении от книг писателя.

C тех пор желание воплотить  облик Достоевского в скульптуре не оставляло мастера на протяжении всей жизни. Множество раз и в разные годы обращался Коненков к этому сложнейшему человеческому характеру. В 1933 году задача, наконец, была решена. Замысел, который вынашивал Коненков многие годы, нашел воплощение в потрясающем по силе и мощи портрете Ф.М. Достоевского.

Скульптору удалось создать образ человека сильного духом, способного противостоять ударам судьбы.

А знаете ли вы, что за произведение "Портрет Ф.М. Достоевского" Коненков был удостоен одной из самых престижных наград – "Гран при" в 1958 году?

Познакомиться с этим впечатляющим портретом вы сможете в экспозиционном зале 1-го этажа Музея скульптуры С.Т. Коненкова.

27 августа 2015г.
Виртуальный проект для любителей искусства «Эти разные, разные, разные лица…»

    

    Продолжая встречи с любителями искусства, Музей скульптуры С.Т. Коненкова по традиции приглашает нас в очередное путешествие.

     Как известно, 2015 год объявлен годом литературы в России. Сергея Тимофеевича Коненкова трепетное отношение к русской литературе не оставляло всю жизнь, оказывая огромное влияние на его творчество. Он «душой и разумом постигал Достоевского, Пушкина, Гоголя, Блока, Толстого, Чехова…».

     В Музее скульптуры С.Т. Коненкова есть несколько работ, посвященных великим русским писателям. Сегодня мы знакомимся с портретом Льва Николаевича Толстого,  28 августа исполняется 187-летие со дня его рождения. Для Коненкова Лев Толстой был не только гениальным писателем, он глубоко интересовал скульптора как человек.

     А знаете ли Вы, что Сергей Тимофеевич лично встречался с Толстым в годы своей юности? Среди этих встреч была одна - яркая, интересная, неожиданная. Она произошла в Москве, в мастерской скульптора Паоло Трубецкого, к которому Сергей Коненков, тогда еще молодой человек, зашел по делам искусства. Хозяин мастерской ожидал Льва Толстого для позирования, и Коненков попросил разрешения не только присутствовать на сеансе, но и поработать вместе со скульптором. На всю жизнь запомнил Сергей Тимофеевич эту встречу, общение с Толстым, живой облик писателя, его острый взгляд, мужиковатость всей фигуры Льва Николаевича.

     Интерес к великому писателю вспыхнул у Коненкова с новой силой в начале 1950-х годов, накануне своего 80-летия. Видимо, в какой-то мере он соотносил свою жизнь с жизнью и судьбой Льва Толстого. Сергей Тимофеевич отправился в поездку в Ясную Поляну. Ему, почти 80-летнему человеку, известнейшему скульптору, жизненно необходима была эта поездка. Вот как вспоминал об этом Сергей Тимофеевич: «Дом великого сына земли русской поразил меня величавой простотой. Уезжал потрясенный. Вскоре моя мастерская наполнилась эскизами, пробами. Пророческий дух Толстого овладел мною. Я чувствовал в себе великую потребность высказаться, выразить переполнявшие меня чувства».

     Так в 1953 году  появился мраморный  портрет Льва Николаевича Толстого, одна из лучших работ скульптора, которую вы сможете увидеть в музее скульптуры С.Т. Коненкова  в зале 1 этажа.

     Кроме того,  в 1940-50-е годы Коненков создает  проекты памятников великому писателю, к сожалению, они остались неосуществленными, работает над серией рисунков, посвященных Льву Толстому.

 

04 августа 2015г.
Виртуальный проект для любителей искусства «Эти разные, разные, разные лица…»

Дорогие друзья!

   Наш проект «Эти разные, разные, разные лица…» продолжается, и мы вновь приглашаем вас совершить очередное виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова.

   Сегодня мы познакомимся с портретом Василия Феофиловича Купревича. Он – знаменитый ученый, жил и работал в Минске, возглавлял Белорусскую Академию наук. Круг его интересов был необычайно широк: физиология, биология, медицина, проблемы продления жизни человека.

     В 1967 году в газете «Известия» появилась статья ученого, вызвавшая огромный интерес у читателей. Купревич писал (и обосновывал свои доказательства), что человеческая жизнь не должна ограничиваться семьюдесятью-восьмьюдесятью годами, что человек способен жить более ста лет активной, яркой творческой жизнью.

Сергей  Тимофеевич Коненков, которому на тот момент исполнилось 93 года, прочитав статью, так вдохновился идеями ученого, что решил создать портрет Купревича по фотографии, поскольку лично знакомы они не были.

     В 1967 году портрет был закончен. Он получился очень необычным, во многом даже таинственным. Сравните его с другими портретами – и различие станет очевидным. Однако в этой работе есть и еще одна особенность, даже парадоксальность. Всмотритесь внимательно в лицо ученого, обратите внимание на детали – и эта тайна, быть может, вам раскроется.

     Увидеть эту необыкновенную скульптуру вы сможете  в первом зале Музея скульптуры С.Т. Коненкова.

   

 

17 июня 2015г.
Военные дороги А.Т. Твардовского "Я в свою ходил атаку"

 

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)

 

22 июня 1941 г. – начало Великой Отечественной войны - изменило всю жизнь нашего выдающегося земляка Александра Трифоновича Твардовского. Фронтовые дороги для поэта начались 25 июня 1941 года, когда он отбыл на юго-западный фронт в качестве корреспондента фронтовой газеты «Красная Армия». Юго-Западный фронт в первоначальный период войны был тяжелейшим участком. Дважды, летом 1941 года под Киевом и весной 1942 года под городом Каневым, вместе с редакцией Твардовский попадал в немецкое окружение и  «чудом» выходил  из него. С первых дней июля 1941 года почти в каждом номере «Красной Армии» появлялись его стихи, очерки, статьи, заметки, фельетоны. Писал он лозунги, листовки и песни. С июня 1942 года Александр Трифонович был прикомандирован к газете Западного фронта «Красноармейская правда», в которой прослужил до конца  войны.

В экстремальных ситуациях труднейшего 41-го, в его отступлениях и  поражениях, представления поэта о войне, о тех, кто принял на себя ее тяжесть, становятся глубже и сложнее. У него накопился богатый запас наблюдений и впечатлений, заслуживающих серьезного разговора о них, «кто воюет на войне». Настойчивые поиски своего места на фронте – такого, где его работа могла бы приносить  результативную пользу, привели к выводу о необходимости писать о советском солдате по-новому, «в 100 раз лучше». Это заставило вернуться к начатой весной 1941 года поэме «Василий Теркин», главы которой стали печататься в газете Западного фронта «Красноармейская правда» с сентября 1942 года. Опыт фронтового корреспондента подсказал  Твардовскому, что «в тяжкий час земли родной» надо говорить только о главном и вечном – о Родине большой и малой, о семье и доме, о долге и чести, о жизни и смерти. Об этом и ведется самый  серьезный разговор в «Книге про бойца».

Поддержка  читателей оказалась решающей для дальнейшей судьбы поэмы. Создавалась она в условиях фронтовых, с их бесконечными переездами, срочными заданиями и командировками, прерывающими иногда надолго  написание очередных глав. Но те, о ком он писал, не позволяли оставить эту работу. Снова и снова бойцы писали письма автору поэмы и благодарили за правду о жизни солдата, за понимание его души. Поэтому та особая связь, что установилась с читателями у Александра Трифоновича, была поэту дороже всех наград.

Фронтовые дороги А.Т. Твардовского прошли через Украину, родную  Смоленщину, Белоруссию, Прибалтику и закончились в Германии. В день Победы, 9 мая 1945 года, он вместе с сотнями бойцов и командиров Красной Армии палил из своего нагана в небо с крыльца прусского домика городка Тапиау (вблизи Кенигсберга) – последнего  военного местонахождения редакции «Красноармейская  правда». Выставка «Военные дороги А.Т. Твардовского: «Я в свою ходил атаку» подготовлена на основе фотоматериалов и произведений графики, выполненных фронтовыми друзьями поэта фотокорреспондентом В.И. Аркашевым и художником О.Г. Верейским, и хранятся в фондах Смоленского музея-заповедника.

А.Т. Твардовский. 1941 г.

А.Т. Твардовский. 1942 г.

А.Т. Твардовский. 1943 г. А.Т. Твардовский. 1944-1945 гг.
05 июня 2015г.
«Эти разные, разные, разные лица». Виртуальный проект Смоленского музея-заповедника

 

 

 

 

 

 

 

Друзья, любители искусства! Мы продолжаем виртуальное путешествие по музею скульптуры С.Т.  Коненкова. 1 июня отмечался  праздник - День защиты детей. В связи с этой датой поговорим о работах Сергея Коненкова, посвященных детям.

Вот как сам скульптор рассказывал о встречах с детьми: «Когда я жил на Пресне, у меня в студии дневали  и ночевали здешние ребятишки. Я баловал их конфетами, давал пятачки и гривенники на кулечки-фунтики со спелой сладкой малиной и кисло-сладкой красной смородиной, играл с ними в шумные  пятнашки – одним словом, водил с ними дружбу».

Работ, посвященных детям, у Коненкова много, он создавал такие работы всю жизнь. Но мы с вами  познакомимся с двумя самыми необычными из них – «Ваня-поводырь» и «Маша-поводырь». Давайте подойдем поближе, всмотримся в эти работы. Они мало напоминают скульптуры в обычном понимании слова. При первом взгляде вместо скульптур – стволы деревьев, с которых снята кора, и только слегка подцвечены лица изваяний цветными карандашами.

Но это лишь первое впечатление. Всмотревшись в эти произведения, мы убеждаемся, что такая манера,– условная, близкая к работам народных мастеров,– оправдана. Скульптуры очень выразительны, в этих образах чувствуется и настроение детей, и их чувства, глубокие, трагические, совсем недетские. Обе эти скульптуры были выполнены Коненковым в начале XX века, в 1913 году и вошли в цикл «Нищая братия», созданный тогда же.

В музее есть еще несколько работ, посвященных детям и созданных в разные годы: «Лежащий ребенок» 1916 г., «Леня» 1947г., «Ниночка» 1950г., «Песня о Родине» 1954 г., «Катюша» 1956г., «Лежащий ребенок. Самсон» 1959 г.

Все эти произведения вы можете увидеть на втором этажемузея скульптуры С.Т. Коненкова в Смоленске.

Наш адрес: ул.Маяковского, 7

 Тел.: (4812)38-20-29

29 мая 2015г.
Виртуальная выставка «Боевые листки» - выставка творческих работ учащихся средних школ г. Смоленска

В марте-апреле 2015 года в Смоленском государственном музее-заповеднике прошла  традиционная городская игра - путешествие для школьников «МУЗЕЙНЫЙ МАРАФОН – 2015. «РАЗВЕ МОЖНО ЗАБЫТЬ…», которая была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Музейный Марафон-2015 проводился при поддержке Департамента по культуре и туризму, Управления образования и молодежной политики, Смоленского регионального комитета Всероссийской политической партии «Единая Россия». Партнеры в проведении игры – Управление культуры и туризма Администрации г.Смоленска, Военная академия войсковой ПВО ВС РФ им. Маршала Советского Союза А.М. Василевского, культурный центр УМВД по Смоленской области, Смоленский фельдмаршала Кутузова кадетский корпус, Государственный архив новейшей истории Смоленской области, Смоленский политехнический техникум, Институт искусств, Смоленская областная филармония.

Участниками школьного квеста, посвященного Великой Победе, стали более 300 учащихся 7 – 11 классов двадцати девяти общеобразовательных школ города. С 17 марта, получив на открытии игры конверты с шифровками-заданиями, которые предстояло выполнить  в течение ближайших пяти недель, они штурмовали музеи и архивы, изучали знаковые места обороны Смоленска, посещали мемориалы, проводили состязания на плацу в выполнении строевых приёмов без оружия на месте, метании гранаты на дальность, надевании противогаза на время, эвакуации раненых, выполняли творческие работы. Оценивая все этапы пройденных испытаний, компетентное жюри объявило победителей различных номинаций, вручив всем командам памятные призы, никто из участников не остался без награды.

Отряды, занявшие 1-е место победителей – команды школы № 40 (отряд имени Героя Советского Союза Зуева И.Ф.) и школы № 32 (отряд имени Героя Советского Союза Романовича Н.В.), получили от Департамента Смоленской области по культуре и туризму сертификат на поездку – экскурсионный тур «Вязьма. Дорогами войны».

Путешествие  по экскурсионному туру состоялось 26 мая. Старшеклассники  посетили мемориальный комплекс «Богородицкое поле», экспозиции музея «Неизвестного солдата» поискового объединения «Долг», познакомились с памятниками и музеями г.Вязьмы.

По итогам «Музейного марафона-2015» вашему вниманию представлена виртуальная выставка, созданная по материалам подготовки одного из этапов квеста «Боевые листки» - выставка творческих работ учащихся средних школ г. Смоленска.

05 мая 2015г.
География войны (по следам военных действий в Смоленской области)

Виртуальная выставка подготовлена к 70-летию победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне и включает в себя рисунки 1941-1944 гг. из графической коллекции Смоленского музея-заповедника. Представлены следующие авторы: Аладжалов Степан Иванович (1903-1969), Богоявленская, Бухтеев Виталий Иванович (1923-2014), Дихтяр Александр Соломонович (1917-1989), Зенкевич Борис Александрович (1888-1972), Кокорин Анатолий Владимирович (1908-1987), Морозов Николай Васильевич (1920-е-1980-е), Мозолёв Александр Петрович (1910-1970), Неменский Борис Михайлович (1922 г.р.), Орлов Иван Иванович (1913-1978), Храпак Георгий Васильевич (1922-1974), Шорчев Акиндин Петрович (1897-1991). Художники прошли дорогами войны в составе воинских частей, партизанских отрядов, будучи корреспондентами центральных и фронтовых газет, военными художниками Студии им. М.Б. Грекова, и оставили нам, потомкам, рисунки, сделанные с натуры, «по горячим следам», зачастую в тяжёлых  условиях. Они являются художественно-документальными свидетельствами бедствий, которые перенесла наша земля – на них изображены убитые и раненые, беженцы и сироты, груды развалин на месте жилых домов и производственных корпусов, разрушенные памятники архитектуры, старики и дети в руинах и землянках. В застенках смоленского СД чудом выжил Мозолёв А.П. и оставил нам пронзительные по своей точной характеристике рисунки — портреты обречённых юношей, интерьер камеры. В Рославльском Дулаге № 130 прошёл все круги ада Морозов Н.В. и его глазами мы можем увидеть тот «новый порядок», который принесли на нашу землю просвещённые варвары. По данным Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний гитлеровцев за период оккупации Смоленской области ими было уничтожено 151319 мирного населения и 230137 военнопленных. 164630 юношей и девушек было угнано в Германию.

Более двух лет Смоленская область была фронтовой. Сюда были стянуты основные резервы гитлеровской группы армий «Центр», созданы их мощные оборонительные рубежи. Гитлеровское командование рассчитывало к концу июля 1941 г.  с ходу захватить Смоленск и территории между Днепром и Западной Двины, тем самым открыв себе дорогу на Москву. Ни на один день не прекращались кровопролитные бои. Кроме Смоленского сражения 1941 г.,  войска Красной Армии провели на территории области 12 военных операций. Впервые за время второй мировой войны немецкие войска, неся огромные потери, были задержаны на 2 месяца, что дало возможность советскому командованию выиграть время для подтягивания резервов из глубины страны и подготовки Вяземской и Можайской линий обороны, укрепления обороны Москвы. По словам К.К. Рокоссовского: «…Немцы завязли в Смоленском сражении. Если смотреть на вещи в развитии, то гитлеровский план «молниеносной войны» затрещал».

В ходе Смоленской операции с 7 августа по 2 октября 1943 г. были освобождены города Смоленской области, часть Калининской области и было положено начало освобождению Белоруссии.

Вязьма Ельня Рославль Смоленск
28 апреля 2015г.
Гравюрный кабинет

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Выставка гравюр, предлагаемая зрителю, не совсем обычна, поскольку носит виртуальный характер. Это связано с особой чувствительностью к свету графических произведений, если учесть, что многим экспонатам более двухсот лет. К графике как одному из видов изобразительного искусства никогда не ослабевал интерес у публики. Особенно трепетное отношение к гравюре было у собирателей прошедших эпох, что совершенно объяснимо. Графические альбомы заменяли современные средства массовой информации. Они являлись необходимой принадлежностью роскошных интерьеров, личных кабинетов и библиотек в дворянских и помещичьих усадьбах. Рассматривание гравюр было одним из самых увлекательных занятий, которое погружало человека в волшебный мир дальних странствий, обычаев и этнографии разных народов, знакомило с творчеством старых и современных мастеров живописи.

В 1920-1930-е годы в числе художественных ценностей, уцелевших после революции, в Смоленск стали поступать в большом количестве гравюрные листы и альбомы почти из всех губернских имений. Наиболее крупные коллекции находились в усадьбах Преображенское и Кощино Смоленского уезда (владельцы: кн. Щербатова, кн. Оболенские), Новое Гжатского уезда (гр. Замойский), Алексино Дорогобужского уезда (Барышниковы), Мачулы Ельнинского уезда (Энгельгардты), Дугино Сычевского уезда (Мещерские, бывшее имение Паниных), Ярцево (В. А. Хлудова) и ряде других. На выставке представлено более 50 произведений французской графики XVIII – XIX веков, отражающих основные тенденции развития графических техник во Франции (оригинальный рисунок, резцовая гравюра, офорт, литография). Зритель познакомится с широким кругом тем и сюжетов, возможно, откроет для себя новые имена. Гравюры условно можно разделить по жанрам: историко-мифологический, портрет, бытовой жанр и пейзаж. Жанровое и стилевое разнообразие произведений оригинальной и печатной графики XVIII – XIX веков характеризует период расцвета этого утонченного вида искусства во Франции, а также атмосферу того времени, окутанную неизменным французским очарованием.

Историко-мифологический жанр Портрет Бытовой жанр Пейзаж
14 апреля 2015г.
Борис Неменский, Тарас Гапоненко, Григорий Шегаль. Этюды войны

Новая виртуальная выставка продолжаетпубликацию произведений, находящихся в запасниках Смоленского музея-заповедника. Она приурочена к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. В ней представлены живописные и графические этюды трех известных художников-фронтовиков, созданные в 1943-1944 годах в освобожденных городах Смоленщины. Эти небольшие, чудом сохранившиеся работы на сегодняшний день являются бесценным свидетельством тех событий, которые уже стали историей. 

Б.М.Неменский Т.Г.Гапоненко Г.М.Шегаль

1 2 >