smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Виртуальные выставки

24 ноября 2017г.
В небесах мы летали одних...

К 75-летию со дня формирования французского авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман"

08 ноября 2017г.
«В саду пташка распевала, а я фартук вышивала»
Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки. >>>
30 октября 2017г.
Коллекция русского авангарда Смоленского государственного музея-заповедника


Предисловие к виртуальной выставке

 

Алексеев Георгий Дмитриевич

(1881-1951)

Булычев Александр Павлович

(1894−1946)

Гончарова Наталья Сергеевна

(1881-1962)

Гуревич Михаил Львович

(1904-1943)

Дейнека Александр Александрович

(1899-1969)

Козьмин Михаил Иванович 

(1894-1950)

Кончаловский Петр Петрович

(1876 – 1956)

Королёв
Борис
Данилович

(1884-1963)

Кузнецов
Павел
Варфоломеевич

(1878-1968)

Куприн Александр Васильевич

(1880-1960)

Кустодиев Борис Михайлович

(1878-1927)

Лентулов Аристарх Васильевич

(1882-1943)

Машков
Илья
Иванович

(1881-1944)

Нивинский Игнатий Игнатьевич

(1881-1933)

Певзнер
Натан  
Абрамович

(1886-1962)

Попова  Любовь Сергеевна

(1889-1924)

Рождественский Василий Васильевич

(1884-1963)

Стефанский Чеслав Казимирович

(1889-1942)

Пахомов Алексей Федорович

(1900-1973)

Фальк
Роберт
Рафаилович

(1886-1958)

Цапенко
Борис
Михайлович

(1883-1941)

Шегаль
Григорий
Михайлович

(1889-1956)

Шурпин
Федор
Саввич

(1904-1972)

Щипицын
Александр
Васильевич

(1897-1943)

02 октября 2017г.
«Люблю сердечно, дарю навечно» - вышитые надписи на смоленских полотенцах

Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора.

В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги (имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань), обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо». >>>

26 июня 2017г.
Виртуальная выставка "Земля и люди" ко дню рождения С.Т. Коненкова 10 июля

 «Моя земля и люди»

Перед вами страницы из фотоальбома с комментариями великого скульптора – земляка С.Т. Коненкова. Здесь представлены фотографии посещений Сергеем Тимофеевичем  Смоленщины в 1958, 1969 гг. Данные материалы - из фотофонда Смоленского государственного музея-заповедника.

08 июня 2017г.
Виртуальная выставка «Смоленские пояса – опояски, рябушки, покромочки»

Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека  -  в быту, обрядах, фольклоре.  В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:

« Надену – ободом сведёт,

   Сниму – змеёй упадёт.

   Тепла не даёт,

   А без него холодно».

11 апреля 2017г.
К 170-летию со дня рождения С.П. Писарева

С.П. Писарев (1846-1904 гг.) - основатель историко-археологического музея в Смоленске

24 марта 2017г.
Смоленщина в объективе фотокоров газеты «Рабочий путь»
«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия. >>>
02 марта 2017г.
Английская гравюра XVIII века Уильям Хогарт (William Hogarth)1697, Лондон – 1764, Лондон

,

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение. >>>

Отдельные листы

Серия  "Карьера шлюхи"

Серия "Карьера мота" Серия "Четыре времени суток"
Серия "Модный брак" Парные гравюры  Анализ красоты Серия "Выборы в парламент"
Серия "Времена"
18 января 2017г.
Виртуальная выставка «Тяжелая зима 1942 года…»

К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции

(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)

Ржевско - Вяземская наступательная  операция  войск  Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и  Западного  (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась  составной  частью  наступления  советских  войск  зимой 1941-1942 гг.

Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).

Большую  помощь  в  проведении  операции  оказали  смоленские  партизаны, сражавшиеся  во  взаимодействии  с  частями   1-го   гвардейского   кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.

Несмотря   на  незавершенность  Ржевско-Вяземской  операции,   она  сыграла  важную роль  в  ходе  наступления  Красной  Армии  зимой  1941-1942 гг.  Советские  войска  отбросили противника  на  западном  направлении  на  80 -250 километров,  завершили  освобождение Московской  и  Тульской  областей,  многих  районов  Калининской  и  Смоленской   областей. Немецко-фашистские  войска  не  получили  ожидаемой  зимней  передышки  для  подготовки новых  операций  и  понесли  значительные  потери. С  1  января  по  30  марта  1942 г.  группа армий  «Центр»  потеряла  более  330  тысяч  человек.

На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.

Действия 1 гвардейского
кавалерийского корпуса
под командованием
П.А. Белова

4 Воздушно – десантный корпус Партизаны полка В. Жабо  33 армия генерала М.Г. Ефремова
13 декабря 2016г.
Гравюрный кабинет. Мюнхенский союз граверов

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.

Пейзаж

Анималистический жанр

Бытовой жанр

Книжная иллюстрация

01 декабря 2016г.
«Смоленские украсы»

фото насовки из Смоленской губернии, Вяземского уезда

Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».

Статья впервые была опубликована в первом выпуске «Трудов Смоленских государственных музеев» в 1924 году, она и легла в основу нашей виртуальной выставки.

Как писала Козикова Л.М. в основе исследования лежат собранные Е.Н.Клетновой  в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии и датированные XIX - началом XX вв. образцы «справы». «Справа», как говорили смоленские крестьяне, это украшения для полотенец, скатертей и рубах.

Коллекция «справы» насчитывает почти 900 единиц хранения.

В ее составе:

 - «спороши» («спорки») украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах;

 - концы праздничных и ритуальных полотенец, а также «спороши» и фрагменты с них;

 - кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах («концовки», «прошивки» для полотенец и скатертей);

 - «концовки» в виде бахромы («бухмара»);

 - несколько образцов украшений («коморы») из Духовщинского уезда для декорирования боковых швов верхних женских рубах «насовок». >>>

07 декабря 2015г.
«Эти разные, разные, разные лица…» Виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова

Любители искусства, здравствуйте!

В рамках  виртуального проекта наша последняя встреча в уходящем 2015 году, названном «Годом литературы», посвящена произведению Сергея Тимофеевича Коненкова «Портрет А.С. Пушкина».

Более двух веков отделяют нас от времени, когда жил и работал  гениальный поэт. О нем, кажется, известно все, но, тем не менее, его жизнь по-прежнему остается  неразгаданной и в наши дни. Оставалась она тайной и для Сергея Коненкова,  который считал Александра Пушкина своим любимым поэтом. Томик стихов Пушкина всегда был с ним, и часто в минуты сомнений, тревог, раздумий Сергей Тимофеевич перечитывал стихи, находя в них ответы на свои житейские драмы.

В творчестве он не раз обращался к портретам Пушкина, скульптурным и графическим, но лучший из них был создан в 1937 году, когда в России и во всем мире отмечалась скорбная дата – столетие со дня гибели поэта. В это время Сергей Тимофеевич жил и работал  в Америке.

«По представлению, каким он вдруг открылся мне, без всяких побуждений извне, я вылепил Пушкина. Не знаю, хорош ли он вышел, но это был мой Пушкин, весь, целиком. «Пушкина» водрузили на высокий постамент, и каждый участник вечера – выступал ли он с речью, читал ли стихи, – невольно обращался к бюсту поэта».

Гипсовый вариант «Портрета А.С. Пушкина», выполненный автором в 1954 году, представлен в Музее скульптуры С.Т. Коненкова. Познакомиться с этой скульптурой вы можете в большом зале на 1 этаже музея.

24 сентября 2015г.
«Эти разные, разные, разные лица…» Виртуальное путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова

Дорогие друзья! Продолжается 2015 год, объявленный Годом литературы.

Наша очередная встреча на виртуальном проекте «Эти разные, разные, разные лица…» (путешествие по Музею скульптуры С.Т. Коненкова) посвящена произведению  скульптора "Портрет Ф.М. Достоевского".

"Однажды в юности я увидел посмертную маску Достоевского. Меня как будто огнем обожгло всего – так поразила меня эта маска. Жадно, запоем я прочитал все, что было издано в России из его книг", – так уже в конце жизни вспоминал Коненков о своем впечатлении от книг писателя.

C тех пор желание воплотить  облик Достоевского в скульптуре не оставляло мастера на протяжении всей жизни. Множество раз и в разные годы обращался Коненков к этому сложнейшему человеческому характеру. В 1933 году задача, наконец, была решена. Замысел, который вынашивал Коненков многие годы, нашел воплощение в потрясающем по силе и мощи портрете Ф.М. Достоевского.

Скульптору удалось создать образ человека сильного духом, способного противостоять ударам судьбы.

А знаете ли вы, что за произведение "Портрет Ф.М. Достоевского" Коненков был удостоен одной из самых престижных наград – "Гран при" в 1958 году?

Познакомиться с этим впечатляющим портретом вы сможете в экспозиционном зале 1-го этажа Музея скульптуры С.Т. Коненкова.

27 августа 2015г.
Виртуальный проект для любителей искусства «Эти разные, разные, разные лица…»

    

    Продолжая встречи с любителями искусства, Музей скульптуры С.Т. Коненкова по традиции приглашает нас в очередное путешествие.

     Как известно, 2015 год объявлен годом литературы в России. Сергея Тимофеевича Коненкова трепетное отношение к русской литературе не оставляло всю жизнь, оказывая огромное влияние на его творчество. Он «душой и разумом постигал Достоевского, Пушкина, Гоголя, Блока, Толстого, Чехова…».

     В Музее скульптуры С.Т. Коненкова есть несколько работ, посвященных великим русским писателям. Сегодня мы знакомимся с портретом Льва Николаевича Толстого,  28 августа исполняется 187-летие со дня его рождения. Для Коненкова Лев Толстой был не только гениальным писателем, он глубоко интересовал скульптора как человек.

     А знаете ли Вы, что Сергей Тимофеевич лично встречался с Толстым в годы своей юности? Среди этих встреч была одна - яркая, интересная, неожиданная. Она произошла в Москве, в мастерской скульптора Паоло Трубецкого, к которому Сергей Коненков, тогда еще молодой человек, зашел по делам искусства. Хозяин мастерской ожидал Льва Толстого для позирования, и Коненков попросил разрешения не только присутствовать на сеансе, но и поработать вместе со скульптором. На всю жизнь запомнил Сергей Тимофеевич эту встречу, общение с Толстым, живой облик писателя, его острый взгляд, мужиковатость всей фигуры Льва Николаевича.

     Интерес к великому писателю вспыхнул у Коненкова с новой силой в начале 1950-х годов, накануне своего 80-летия. Видимо, в какой-то мере он соотносил свою жизнь с жизнью и судьбой Льва Толстого. Сергей Тимофеевич отправился в поездку в Ясную Поляну. Ему, почти 80-летнему человеку, известнейшему скульптору, жизненно необходима была эта поездка. Вот как вспоминал об этом Сергей Тимофеевич: «Дом великого сына земли русской поразил меня величавой простотой. Уезжал потрясенный. Вскоре моя мастерская наполнилась эскизами, пробами. Пророческий дух Толстого овладел мною. Я чувствовал в себе великую потребность высказаться, выразить переполнявшие меня чувства».

     Так в 1953 году  появился мраморный  портрет Льва Николаевича Толстого, одна из лучших работ скульптора, которую вы сможете увидеть в музее скульптуры С.Т. Коненкова  в зале 1 этажа.

     Кроме того,  в 1940-50-е годы Коненков создает  проекты памятников великому писателю, к сожалению, они остались неосуществленными, работает над серией рисунков, посвященных Льву Толстому.

 


1 2 >