dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Виртуальные выставки

10 мая 2018г.
М.К. Тенишева в кругу друзей

Дорогие Друзья!

   Предлагаем вашему вниманию фотовыставку  из  альбомов княгини М.К. Тенишевой, княгини  Е.К. Святополк-Четвертинской и Н.А. Хренникова. На фотографиях запечатлены гости Талашкино – великие русские художники, музыканты, композиторы, архитекторы.

   Эта выставка дает возможность увидеть княгиню М.К. Тенишеву в тесном кругу родных и близких ей людей,  в простой непринужденной обстановке.

Материал охватывает небольшой промежуток времени с 1898 г. по 1905г.

 
10 апреля 2018г.
"Я девчонка распрекрасна: В косе ленточка атласна!"

Девичьих головных уборов в коллекции Смоленского музея-заповедника хранится немного. Ещё автор книги «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки», вышедшей в свет в 1927г., Н.И. Лебедева отмечала: «Головные уборы девушки сохранились слабее. Главная причина этого та, что молодое поколение легче теряет старые традиции. Исчезли и от того, что заключали в себе менее символики».

Главным, что объединяет все девичьи головные уборы – они, окаймляя лоб, оставляли макушку открытой и могли быть в виде украшенного обруча, в виде полотенца или платка. >>>

26 декабря 2017г.
Выставка нидерландской графики из собрания Смоленского музея-заповедника

Собрание нидерландской графики Смоленского музея-заповедника невелико по объему, но дает хорошую возможность познакомиться с произведениями художников, созданными в XVI-XVII веках. Виртуальная выставка включает 56 листов в технике офорта и резцовой гравюры. В историю искусства XVII столетие недаром вошло под названием «золотого века»: в обновленных Нидерландах это был подлинный расцвет живописного и графического   искусства, особенно в Голландии. Среди представленных на выставке листов - гравюры и офорты выдающихся мастеров: Виллема ван Сваненбурга, Антони Ватерлоо, Виллема Ромейна, Рембрандта ван Рейна, Яна Бота, Германа Сафтлевена, Алларта ван Эвердингена, Карела Дюжардена, Яна ван Акена, Антони Ватерлоо. Творчество этих и других художников отличает универсализм : они создавали портреты, пейзажи, композиции на мифологические и религиозные темы, нередко изображали фигуры в произведениях своих соотечественников. Многие живописцы работали как офортисты. Все композиции характеризуются вниманием к деталям при сохранении целостности образа и отмечены высоким уровнем исполнительской культуры. Этим объясняется повышенный спрос на произведения голландцев и фламандцев у коллекционеров. Известно, что только из собрания Барышниковых в музей поступили многочисленные папки с графическими листами: акварели, литографии, офорты, гравюры. Среди них оттиски с офортов Рембрандта, А. Остаде. А. Ватерлоо, П. ван Лара, А. Эвердингена, К. Дюжардена и др. (ГАСО. Ф.19. Архивный фонд Наркомпроса). Представление о творчестве целого ряда старых мастеров дают также репродукционные гравюры Схелте А. Болсверта, Данкера Данкертса, Вильяма Унгера, Иоганна Гертеля с картин нидерландских, голландских и фламандских живописцев, находящихся в Художественной галерее Касселя, Рейксмузеуме Амстердама, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее искусств Лос- Анджелеса. Посетители нашего сайта получат уникальную возможность впервые увидеть редкие гравюры из фондов смоленского музея и познакомиться с тем, как интерпретировали явления окружающей действительности знаменитые нидерландские мастера XVI - XVII столетий.

24 ноября 2017г.
В небесах мы летали одних...

К 75-летию со дня формирования французского авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман"

08 ноября 2017г.
«В саду пташка распевала, а я фартук вышивала»
Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки. >>>
30 октября 2017г.
Коллекция русского авангарда Смоленского государственного музея-заповедника


Предисловие к виртуальной выставке

 

Алексеев Георгий Дмитриевич

(1881-1951)

Булычев Александр Павлович

(1894−1946)

Гончарова Наталья Сергеевна

(1881-1962)

Гуревич Михаил Львович

(1904-1943)

Дейнека Александр Александрович

(1899-1969)

Козьмин Михаил Иванович 

(1894-1950)

Кончаловский Петр Петрович

(1876 – 1956)

Королёв
Борис
Данилович

(1884-1963)

Кузнецов
Павел
Варфоломеевич

(1878-1968)

Куприн Александр Васильевич

(1880-1960)

Кустодиев Борис Михайлович

(1878-1927)

Лентулов Аристарх Васильевич

(1882-1943)

Машков
Илья
Иванович

(1881-1944)

Нивинский Игнатий Игнатьевич

(1881-1933)

Певзнер
Натан  
Абрамович

(1886-1962)

Попова  Любовь Сергеевна

(1889-1924)

Рождественский Василий Васильевич

(1884-1963)

Стефанский Чеслав Казимирович

(1889-1942)

Пахомов Алексей Федорович

(1900-1973)

Фальк
Роберт
Рафаилович

(1886-1958)

Цапенко
Борис
Михайлович

(1883-1941)

Шегаль
Григорий
Михайлович

(1889-1956)

Шурпин
Федор
Саввич

(1904-1972)

Щипицын
Александр
Васильевич

(1897-1943)

02 октября 2017г.
«Люблю сердечно, дарю навечно» - вышитые надписи на смоленских полотенцах

Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора.

В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги (имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань), обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо». >>>

26 июня 2017г.
Виртуальная выставка "Земля и люди" ко дню рождения С.Т. Коненкова 10 июля

 «Моя земля и люди»

Перед вами страницы из фотоальбома с комментариями великого скульптора – земляка С.Т. Коненкова. Здесь представлены фотографии посещений Сергеем Тимофеевичем  Смоленщины в 1958, 1969 гг. Данные материалы - из фотофонда Смоленского государственного музея-заповедника.

08 июня 2017г.
Виртуальная выставка «Смоленские пояса – опояски, рябушки, покромочки»

Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека  -  в быту, обрядах, фольклоре.  В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:

« Надену – ободом сведёт,

   Сниму – змеёй упадёт.

   Тепла не даёт,

   А без него холодно».

11 апреля 2017г.
К 170-летию со дня рождения С.П. Писарева

С.П. Писарев (1846-1904 гг.) - основатель историко-археологического музея в Смоленске

24 марта 2017г.
Смоленщина в объективе фотокоров газеты «Рабочий путь»
«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия. >>>
02 марта 2017г.
Английская гравюра XVIII века Уильям Хогарт (William Hogarth)1697, Лондон – 1764, Лондон

,

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение. >>>

Отдельные листы

Серия  "Карьера шлюхи"

Серия "Карьера мота" Серия "Четыре времени суток"
Серия "Модный брак" Парные гравюры  Анализ красоты Серия "Выборы в парламент"
Серия "Времена"
18 января 2017г.
Виртуальная выставка «Тяжелая зима 1942 года…»

К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции

(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)

Ржевско - Вяземская наступательная  операция  войск  Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и  Западного  (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась  составной  частью  наступления  советских  войск  зимой 1941-1942 гг.

Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).

Большую  помощь  в  проведении  операции  оказали  смоленские  партизаны, сражавшиеся  во  взаимодействии  с  частями   1-го   гвардейского   кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.

Несмотря   на  незавершенность  Ржевско-Вяземской  операции,   она  сыграла  важную роль  в  ходе  наступления  Красной  Армии  зимой  1941-1942 гг.  Советские  войска  отбросили противника  на  западном  направлении  на  80 -250 километров,  завершили  освобождение Московской  и  Тульской  областей,  многих  районов  Калининской  и  Смоленской   областей. Немецко-фашистские  войска  не  получили  ожидаемой  зимней  передышки  для  подготовки новых  операций  и  понесли  значительные  потери. С  1  января  по  30  марта  1942 г.  группа армий  «Центр»  потеряла  более  330  тысяч  человек.

На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.

Действия 1 гвардейского
кавалерийского корпуса
под командованием
П.А. Белова

4 Воздушно – десантный корпус Партизаны полка В. Жабо  33 армия генерала М.Г. Ефремова
13 декабря 2016г.
Гравюрный кабинет. Мюнхенский союз граверов

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.

Пейзаж

Анималистический жанр

Бытовой жанр

Книжная иллюстрация

01 декабря 2016г.
«Смоленские украсы»

фото насовки из Смоленской губернии, Вяземского уезда

Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».

Статья впервые была опубликована в первом выпуске «Трудов Смоленских государственных музеев» в 1924 году, она и легла в основу нашей виртуальной выставки.

Как писала Козикова Л.М. в основе исследования лежат собранные Е.Н.Клетновой  в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии и датированные XIX - началом XX вв. образцы «справы». «Справа», как говорили смоленские крестьяне, это украшения для полотенец, скатертей и рубах.

Коллекция «справы» насчитывает почти 900 единиц хранения.

В ее составе:

 - «спороши» («спорки») украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах;

 - концы праздничных и ритуальных полотенец, а также «спороши» и фрагменты с них;

 - кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах («концовки», «прошивки» для полотенец и скатертей);

 - «концовки» в виде бахромы («бухмара»);

 - несколько образцов украшений («коморы») из Духовщинского уезда для декорирования боковых швов верхних женских рубах «насовок». >>>


1 2 3 >