smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Анализ красоты

По оригиналу Уильяма Хогарта 1753

Иллюстрация к трактату «Анализ красоты»

Лист 1. Двор скульптора

XIX век

Офорт 

Это одна из самых знаменитых иллюстраций к трактату «Анализ красоты». Хогарт изобразил так называемый «Уголок Гайд-парка», где в его время стояли статуи, изготовленные известным скульптором Генри Чиром (Cheere, Henry, 1703—1781), который делал их из мрамора, бронзы и свинца, предназначая для модного украшения загородных садов; здесь были собраны копии многих знаменитых античных скульптур. Известные скульптурные шедевры античности – аллюзия на платоновский диалог о прекрасном между учителем мудрости Гиппием и Сократом, представляющим здесь точку зрения самого Платона.

С помощью этой гравюры-таблицы Хогарт иллюстрировал некоторые положения из трактата, касавшиеся рассуждений об относительности понятия красоты, меняющейся в зависимости от цели, которую ставит себе создатель произведения искусства. Например: «У Геркулеса работы Гликона (рис. 3) все части превосходно соответствуют представлению о предельной силе, допускаемой структурой человеческого тела. Спина, грудь и плечи состоят из крупных костей, и мускулы соответствуют предполагаемой действенной силе верхней части туловища; но так как для нижней части требовалось меньше силы, здравомыслящий скульптор, вопреки всем современным правилам равномерного увеличения каждой части, начал постепенно уменьшать величину мускулов вниз по направлению к ногам. По той же причине он сделал окружность шеи больше любой части головы (рис. 4); в противном случае такая фигура была бы обременена излишним весом, который бы явился помехой для силы, а следовательно, и характерной для данного случая красоты… Эти кажущиеся ошибки, которые свидетельствуют о превосходном знании древними анатомии, так же как о их рассудительности, нельзя обнаружить в литых копиях этой фигуры у Гайд-парка. Нынешние унылые гении полагают, что сумели исправить эти очевидные диспропорции». 

 

По оригиналу Уильяма Хогарта 1753

Иллюстрация к трактату «Анализ красоты»

Лист 2. Контрданс

XIX век

Офорт

В центре гравюры-таблицы – бал во дворце, вокруг – разложенный на элементы процесс создания композиции. Это наглядный пример мнемотехнической системы Хогарта. Речь идет о максимально лаконичном графическом способе представить ту или иную характерную позу человека, что Хогарт и попытался проиллюстрировать в таблице. Он предлагает сопоставить два изображения: центральную сцену и ее схематическое линеарное воспроизведение (рис. 71). На одном представлена во всем богатстве житейских подробностей сцена исполнения контрданса большим количеством танцующих; на другом  та же сцена представлена с помощью условных схематических линий-знаков. Это имеет существенное значение для понимания художественной манеры Хогарта вообще, принципа компоновки в его сложных многофигурных композициях, творческой истории отдельных его произведений.

Согласно разъяснениям современников Хогарта, центральная танцующая пара изображала юного Георга III (в то время принца Уэльского) и леди Сару Леннокс. Картины и скульптура, украшающие танцевальный зал, в котором происходит действие, намеренно изображают коронованных особ, начиная с Генриха VIII (крайний слева, в нише), позу которого Хогарт определяет как «превосходный X»; далее идут: Карл I (рис. 51), Эдуард VI (рис. 73), королева Елизавета (справа от рис. 52, без номера), портрет герцогини Уортон, работы Ван Дейка (рис. 52). В глубине зала находятся еще два портрета-картины и скульптура, не имеющие номеров и не называемые Хогартом в тексте «Анализа красоты». Первый считается портретом короля Вильгельма III или герцога Мальборо, второй – английского короля древних времен (в руках у него скипетр и держава). Для Хогарта «движение – есть род языка, который, быть может, со временем будет изучаться с помощью чего-либо вроде грамматических правил»