smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Анималистический жанр

Пожалуй излюбленным жанром немецких художников и граверов является анималистический жанр, поскольку позволяет соединить ландшафт с изображением животных, к которым у немцев испокон веку отношение неравнодушное. К этому добавилось влияние знаменитых голландских анималистов 17 века, в частности Паулюса Поттера. Название анималистический восходит к латинскому слову animala –животное. Темы искали в баварских, швейцарских и тирольских Альпах, или же в крестьянско- фермерской среде. Часто делались гравюры с известных картин старых мастеров. Овцы, козы, коровы и другие домашние животные кочуют по графическим альбомам и листам в одиночку и стадами. Они лежат, стоят или просто пасутся, но всегда сохраняют свой индивидуальный характер и неповторимую выразительность. Они выступают главными персонажами сюжетных композиций со сценками из сельской жизни, с мирно беседующими на природе пастухами, с деревенскими жителями у своих домов.

 

Фридрих Фольц

Козы в горах

1843

Офорт, припечатанный лист.17,4х12,8

 

Иоганн Фридрих Фольц (1817 – 1886). Немецкий анималист и пейзажист мюнхенской художественной школы Фольц прошел первоначальное обучение у своего отца, живописца, гравера и иллюстратора, Иоганна Михаэля Фольца (1784-1858). В 1834 году он поступил в мюнхенскую Академию художеств. Тем не менее, настоящий опыт он приобрел, изучая и копируя нидерландских художников в Пинакотеке. Его гравюры и литографии до конца 1830-х годов посвящены красоте баварских гор. После того как в 1841 году Фольц увидел в Голландии картину Паулюса Поттера «Молодой бык» он посвятил себя главным образом изображению животных. Вернувшись к баварской природе, любил изображать озеро Штарнберг и стада крупного рогатого скота, а также лошадей, овец и коз. Путешествуя в 1846 году по Бельгии и Голландии, Фольц присоединился к голландским живописцам, но больше находился под влиянием своих соотечественников Христиана Моргенштерна и Эдуарда Шлейха. С начала 1850-х годов в своих многочисленных больших пейзажах, включающих стаффажные фигуры животных, он сосредоточился на передаче освещения и влажного воздуха, где вскоре теплый золотистый тон уступил место прохладному серебристому. Фольц изображал животных лежащих или стоящих без движения, однако за счет сильной игры света и тени достигал особой живописной выразительности. Фольц был долгое время ведущим немецким анималистом, потом его сменил Антон Брайт. Его произведения можно найти в Новой Пинакотеке в Мюнхене, в музее Кельна и в Берлинской Национальной галерее. Анималистом и мастером охотничьих сцен был его младший брат Людвиг Фольц (1825-1911). Его старший сын, д-р Альберт Фольц стал врачом, младший сын Ричард Фольц (1859-1933) также изображал животных и пейзажи.

 

 

Фридрих Фольц

Зубр

1843

Офорт, припечатанный лист.15,2х13,7

 

 

Фридрих Фольц

На пастбище

1843

Офорт, припечатанный лист.14,1х17,3

 

 

Себастьян Хабеншаден

Дерущиеся ослы

1840-е гг.

Офорт, припечатанный лист.10,9х13

 

Себастьян Хабеншаден (1813 - 1868). Немецкий живописец, гравер и скульптор, Уроженец Мюнхена. Вначале Хабеншаден обучался в фарфоровой мастерской художника Адлера Адама. Посещал также Академию изящных искусств Мюнхена, где он не состоял официально. В основном занимался лепкой фигурок различных зверей наряду с изображением животных в пейзажной живописи. В скульптуре Хабеншаден был так же талантлив, как и в живописи. Его рисунки, картины и офорты  находятся в Музее искусств Филадельфии, Британском музее, в Музее Георга Шефера, участвуют в выставках ландшафтной и анималистической живописи. Скульптуры в настоящее время продаются чаще через аукционные дома. Некоторые произведения находятся в музее фарфора в Мюнхене. В честь Хабеншадена названа улица в баварском городке Пуллах. Художники Мюнхена ежегодно отмечают день его памяти в течение многих лет. Могила художника расположена на Старом Южном кладбище в Мюнхене.

 

 

Себастьян Хабеншаден

В поле

1840-е гг.

Офорт, припечатанный лист. 14,4х17,9

 

 

Себастьян Хабеншаден

Маслобойня в Альпах

1847

Офорт, припечатанный лист. 10,8х16,3

 

 

 

Роберт Эберле

Овцы

1845

Офорт, припечатанный лист. 14,9х19

 

Роберт Эберле (1815-1860). Немецкий художник: ученик швейцарского художника-пейзажиста и анималиста Иоганна Якоба Бидермана в Констанце. В 1830 году уезжает в Мюнхен, где продолжает своё образование у Карла Теодора фон Пилоти и изучает работы Рёйсдаля и Дюжардена. Как художник-реалист быстро завоевал признание. Известен как мастер изображения жанровых сцен и животных, в первую очередь овец, собак и домашней птицы. Погиб в результате несчастного случая, при чистке пистолета. Сын Роберта Эберле, Адольф Эберле, также был художником-анималистом. Избранные работы Эберле-старшего: «Пастух со своим стадом», «Сражённый молнией» (Копенгаген), «Стадо при приближении грозы», «Стадо овец при нападении волков», «Загнанная орлом овца», «Пастушка у ручья» (Гамбург, частное собрание)

 

 

Роберт Эберле

Стадо коз на пути домой

1846

Офорт, припечатанный лист. 15,9х19,8