dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Офорты голландских мастеров

В Голландии XVII века успешно развивался офорт как один из видов гравюры. Изготовить офорт очень сложно, поэтому над ним работали несколько мастеров. Схематично этот процесс происходил следующим образом: сначала специальную доску покрывали особым составом, рисунок наносили иглой, затем опускали в раствор кислоты и промывали. После этого можно было печатать офорт на станке с ручным прессом. На выставке представлены оттиски с офортов выдающихся голландских живописцев. Среди них ведущее место принадлежит Рембрандту ван Рейну. Великий живописец оставил более трехсот офортов в разных состояниях. Известно, что он самостоятельно овладел искусством офорта – преодолел все трудности этой техники и добился в ней невероятных высот. В этом разделе экспозиции Рембрандт представлен офортной композицией «Снятие с креста» по своей картине 1633 года. Офорты его соотечественников Яна ван Акена, Яна Бота, Карела Дюжардена, Данкера Данкертса, Алларта ван Эвердингена в основном посвящены изображению природы. Они не столь хорошо известны широкой публике, как рембрандтовские, но по высокому исполнительскому уровню также относятся к шедеврам «золотого века» нидерландской графики. 

 

 

Снятие с креста

Художник и гравёр Рембрандт ван Рейн

1633

Офорт. 53х40,5. В середине нижнего поля гравированные подпись и дата: Rembrandt f. cumprivil. 1633. Оттиск рубежа XVIII-XIX веков (?). Оригинальная доска находится в частном собрании в США.

Снятие с креста (Евангелие от Матфея, 27, 57-60; от Марка, 15, 42-47; от Луки, 23, 50-54; от Иоанна, 19, 38-48)

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606- 1669). Живописец, рисовальщик, офортист. Родился в Лейдене. Учился у Я.И. Сваненбурга и у Питера Ластмана. Работал в Лейдене и в Амстердаме. Учениками Рембрандта в Лейдене были – Г. Доу; в Амстердаме – Я. Баккер, Г. Флинк, Г. ван ден Экхаут, Ф. Бол, Ф. де Конинк, К. Фабрициус, А. де Гелдер, Я. Викторс, Н. Мас, Б. Фабрициус. Рембрандт писал портреты, картины на исторические, религиозные, аллегорические и мифологические сюжеты. Свод библейско-евангельских картин, гравюр и рисунков художника называют «Библией Рембрандта». В 1633 году Рембрандт выполнил первый вариант «Снятия с креста», вошедший в серию из трех картин. Ранее другими картинами этой серии явились «Распятие» (1631, ц. Ле Ма д’Ажене, Париж) и «Воздвижение креста» (1631 – 1633, Старая Пинакотека, Мюнхен). Первый вариант «Снятия с креста» вместе c «Воздвижением» был приобретен штатгальтером Нидерландов принцем Фредериком Хендриком Оранским. B 1633 году Рембрандт гравировал картину «Снятие с креста», внеся в офорт некоторые изменения. Второй живописный вариант этой темы (1634, Эрмитаж) находился в собственности художника до 1656 года, когда его имущество было продано с молотка. И в картинах и в офортах евангельская легенда передана c потрясающей жизненной правдой. Бог-искупитель превращается у Рембрандта в мертвого человека, измученное тело которого бережно снимают с креста близкие люди. Их лица исполнены скорби и сострадания. Достоверность трагической сцены усиливается умелым светотеневым построением композиции. Так символический смысл евангельского события сменяется у Рембрандта смыслом человеческим.

 

Вид на реку Рейн

Ян ван Акен с оригинала Германа Сафтлевена Мл.

17 в.

Офорт. 22,5х28,6

Ян ван Акен (1614 - 1661). Художник и гравер. Ван Акен родился и умер в Амстердаме. Знаменитый нидерландский живописец Иероним Босх (1450 – 1516) происходил из семьи живописцев ван Акен, работавшей в г. Хертогенбос. Мало что известно о картинах Яна ван Акена, но историк искусства А. Бартч перечисляет двадцать одну из его гравюр, которые выполнены по картинам Германа Сафтлевена, из них шесть видов реки Рейн. Все они демонстрируют отличное мастерство.

Герман Сафтлевен II (1609-1685). Живописец и офортист. Родился в Роттердаме, прожил большую часть своей жизни в Утрехте. Учился у отца Германа Сафтлевена (умер в 1627). Его братья, Корнелис Сафтлевен и Авраам Сафтлевен были художниками. Первый из них был более известен как художник, специализирующийся на жанровых сценах, в то время как Герман был известен своими речными и лесными пейзажами. Сафтлевен был деканом гильдии cв. Луки в Утрехте.

 

Сцена на дороге. Возчики камней

Виллем Ромейн

17 в.

Офорт. 21,3х28,6

Виллем Ромейн (около 1624 - около 1694). Родился в Харлеме. Живописец, амстердамский гравер. Ученик Николаса Берхема, учитель гравера Адриана Шхонебека, работавшего в России по приглашению Петра I c 1698. В 1646 году Ромейн был принят в харлемскую гильдию живописцев, после чего совершил путешествие по Италии. Обладая глубоким пониманием природы, Ромейн отличался в то же время хорошим рисунком и умелой композицией. Он писал в манере Н. Берхема и К. Дюжардена пейзажи с пастухами и стадами. Произведения Ромейна встречаются почти во всех картинных галереях Европы. В Эрмитаже — три его картины: «Пастух со стадом», «Скот на пастбище», «Пейзаж с коровами».

 

Пейзаж с фигурами. Водопой

Данкер  Данкертс с оригинала Николаса Питерса Берхема

17 в.

Офорт. 37,5х46,5

Данкер Данкертс (1634 -1666). Голландский гравер и издатель. Принадлежал к многочисленной амстердамской семье граверов, картографов, продавцов эстампов и издателей. Отец Данкера - скульптор и архитектор Корнелис Данкертс, соорудивший в Амстердаме несколько зданий, отличающихся красотой и целесообразностью планировки и размещения. Как гравер Д. Данкертс особенно известен воспроизведениями композиций Николаса Берхема. Работы мастера широко представлены во многих музеях мира и библиотеках.

Николас (Клас) Питерс Берхем (1620 – 1683). Живописец и офортист. Один из ведущих художников итальянизирующего направления в голландской пейзажной живописи XVII в. Родился в Гарлеме в семье живописца Питера Класа. Творческий путь Николас начал в 14 лет, его первым учителем был отец. Позднее Николас обучался в мастерской Яна ван Гойена, Питера де Греббера, а также у Николаса Муйарта, писавшего главным образом пейзажи с животными. В серии офортов, изображающих коров (1644) ещё заметен стиль Муйарта. С 1642 года Берхем (зарегистрированный как Клас Питерсен)— член харлемской гильдии св. Луки. У него появляются ученики. Среди многочисленных учеников Берхема, кроме сына, Николаса Берхема младшего, были Карел Дюжарден, Питер де Хоох, Дирк Мас, Виллем Ромейн. Берхем оказал значительное влияние на английский и французский пейзаж XVIII века, им восхищались такие знаменитые мастера, как Гейнсборо и Ватто. Николас Берхем похоронен в амстердамской церкви Вестеркерк.

 

У переправы (Вид Тибра в Кампанье)

Ян Бот

1652

Офорт. 20х28

Ян Бот (1615/1618 – 1652). Живописец, рисовальщик, офортист. Родился и умер в Утрехте. Учился у отца – живописца по стеклу Дирка Бота. Крупнейший представитель «итальянизирующего» направления в голландском искусстве. В 1636-1640 гг. вместе с братом путешествовал по Италии. В Риме подружился с Херманом ван Сванефельтом и Клодом Лорреном, испытав сильное влияние классицистического идеального пейзажа. В Италии сблизился с так называемыми «бамбоччанти» - художниками, изображавшими сцены сельской жизни и животных. После возвращения на родину в 1641 году занимался изображением природы, соединив в своих уникальных композициях итальянские впечатления, искусство Лоррена и национальную традицию. Офортам Бота свойственна особая тонкость и воздушность штриха. Почти все поздние произведения художника выполнены на основе рисунков, сделанных в Италии. Выполнил 16 офортов по оригиналам своего брата Андриеса и собственным рисункам. При жизни художника с его картин и рисунков выполнено много гравюр.

Кампанья – Римская Кампания (campagna romana), или просто Кампания,— окрестности Рима, в регионе Лацио в центральной Италии. Реки Тибр и Аньене проходят через этот район. Идиллическая красота Кампании вдохновляла художников, которые стекались в Рим в XVIII и XIX веках. Начиная с 1950-х годов, рост Рима уничтожил часть Кампании. Единственная непрерывная зеленая зона, где природные ресурсы региона были спасены от чрезмерного строительства, находится вдоль Аппиевой дороги— самой значимой из античных общественных дорог Рима.

 

Пейзаж с руинами и спутниками. У водопоя. (Коровы возле реки в Тиволи)

Ян Бот

Сер. 17 в.

Офорт, 20х27,5

Ян Бот (1615/1618 – 1652). Живописец, рисовальщик, офортист

Тиволи (Tivoli)— город в итальянской области Лацио (провинция Рим), на реке Анио, в 24 км к северо-востоку от Рима. Главные достопримечательности: древнеримская вилла Адриана, замок папы Пия II (1458—1461), вилла д’Эсте (XVI век) и Григорианская вилла (XIX век). Античные руины Тиволи принадлежат к числу наиболее значительных в Италии. Раскопки древних вилл начались в XVI веке и с тех пор велись почти непрерывно. Многие античные статуи были обнаружены на вилле Адриана— самой роскошной императорской вилле из тех, которые сохранились (хотя бы и частично). Громадное хозяйство с дворцами, библиотеками, домиками для гостей, общественными банями и двумя театрами занимало долину, которая расстилается под холмом, где стоит город. Из других памятников того времени сохранились руины храма Геркулеса Победителя и ещё двух храмиков в самом городе, а также следы нескольких акведуков и сабинского имения Горация в округе. В 1549 году кардинал Ипполито II д’Эсте поручил Пирро Лигорио выстроить в Тиволи изобилующую фонтанами виллу, которая и в настоящее время представляет собою один из великолепнейших садов эпохи Возрождения и (наряду с виллой Адриана) является памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы».

 

Деревянный мост вблизи Тиволи

Ян Бот

17 в.

Офорт. 19,2х26,8

Ян Бот (Ок. 1615 Утрехт – 1652 Утрехт). Живописец, рисовальщик, офортист.

 

Замок. Пейзаж

Карел Дюжарден

1658

Офорт, 12,2х15

Карел Дюжарден (1626-1678). Голландский художник и офортист. Родился в Амстердаме. Учился у Николаса Берхема и Паулюса Поттера. В 1656 году участвовал в создании общества «Pictura» в Гааге. Позднее некоторое время проживал в Амстердаме, потом уехал в Италию и умер в Венеции. В некоторых его картинах сказывается влияние его талантливого современника, живописца Питера Лара. Дюжарден писал в основном пейзажи Италии, на которых изображал животных, а также жанровые картины, портреты и исторические полотна. Особенно известны его сцены из сельской жизни. Превосходный рисовальщик и прекрасный колорист, Дюжарден был изобретателен в композициях как сельских идиллических сцен, так и бытовых сцен, которые он писал реже, но обнаруживал в них большую наблюдательность. Долговременное пребывание в Италии развило в нем вкус к блестящему колориту, но, несмотря на это, он еще во многом оставался голландцем. В начале творчества Дюжарден предпочитал чистые золотистые цвета, а с 1660 года писал в холодных серебристых тонах. 52 гравюры Дюжардена являются шедеврами этого направления. Произведения Карела Дюжардена находятся во многих музеях: в парижском Лувре, в Гаге, Роттердаме, Вене, Берлине, Дрездене, Копенгагене, в Санкт-Петербурге в Эрмитаже.

 

Замок в горах. Пейзаж со стадом.

Карел Дюжарден

1659

Офорт. 14х17,5

Карел Дюжарден (1626 - 1678). Голландский художник и офортист. 

 

Горный пейзаж (Человек на деревянном мосту)

Алларт ван Эвердинген

17 в.

Офорт. 11,5х14,5

Алларт ван Эвердинген (1621—1675). Голландский живописец-пейзажист и гравёр. Родился в Алкмааре. Ученик Руланта Саверея в Утрехте и Питера де Молина (Темпесты) в Харлеме. Изображал виды гористых местностей со скалами, громадными валунами, соснами, водопадами и пасмурным небом. Материалом для таких изображений служили многочисленные этюды с натуры, сделанные им во время поездки на скандинавский полуостров в 1604 - 1644 годах. Норвежские пейзажи Эвердингена вдохновляли многих голландских художников. Возвратившись в отечество, он был в 1645 году принят в качестве мастера в харлемскую гильдию св. Луки и затем работал в Алкмааре, Харлеме и с 1652 года до самой смерти своей в Амстердаме. Картины Эвердингена, замечательные по верной передаче величественных форм дикой природы, почти всегда проникнуты меланхолическим настроением. Офорты Эвердингена, хотя и несколько грубоватые, но разнообразнее по тематике, чем живописные произведения.