smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Гончарова Н.С.

Гончарова Наталья Сергеевна (1881-1962)

Наталья Гончарова - художник-абстракционист, которая представляет достаточно редкое женское авангардное искусство. Ее жизнь и творчество являются ярким отражением тенденций развития общества и культуры 20 века. Родилась 1881 году в Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора, и по отцу  восходила к тому роду Гончаровых, откуда вышла жена Пушкина, тезка художницы Наталья Гончарова.

Увлекшись искусством, Гончарова начала обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Сначала Наталья занималась преимущественно скульптурой, а впоследствии стала увлекаться живописью. Первым наставником начинающей художницы стал Константин  Коровин.

Еще во время обучения в училище Гончарова знакомится с Михаилом Ларионовым, который станет супругом художницы, их привлекает тематика крестьянского искусства и  стремление  познать сущность творчества народа во всей его глубине.

Позднее Гончарова будет работать и в других стилях, активно используя традиции разных эпох.

В 1913 году Гончарова много работает над иллюстрациями к литературным произведениям. С 1914 года художница оформляет театральные постановки.  В 1915 году Гончарова вместе с мужем уезжает во Францию для работы с театром Сергея Дягилева. Вернуться в Россию им помешала революция.

В поздний период творчества Гончарова создает много работ, поддерживающих идею беспредметного искусства.

 

 

 

 

 

Натюрморт (свертки). 1910-1911 гг.

В истории искусства Наталья Гончарова играет особую роль: усвоив уроки французских художников - Винсента Ван Гога, Поля Гогена,  она отстаивала национальные истоки русского авангарда. В основе которого - связь с художественной традицией восточно-христианского мира и допетровской Руси: иконописью, деревянной скульптурой, лубком.

Представленная в экспозиции работа, создана «Русский период» творчества Гончаровой. Наталья Сергеевна искала вдохновение в формах народного примитива и древних культур, видя движение в будущее через погружение в прошлое. Она с интересом рассматривает натюрморты французского мастера Поля Гогена, охотно заимствует его мотивы, например, увидев в «Натюрморте с попугаями» (собрание Морозова) терракотовую статуэтку Хины - таитянской богини Луны, выполненную, бесспорно, самим Гогеном, она очень скоро населит подобными статуэтками свои собственные постановки. В то время как Гогену приходилось придумывать фигуры никому не известных таитянских божков, Гончарова опиралась на изваяния «русских» (как она выражалась) «каменных баб», лепя из глины свои собственные их варианты. Необожженные и не переведенные в гипс, они не дожили до нашего времени, однако их вид сохранился в натюрмортах.