smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Кончаловский П.П.

 

Кончаловский Петр Петрович (1876-1956)

Русский живописец, художник театра, один из создателей группы «Бубновый валет» занимает одно из центральных мест в русской живописи XX века.

Петр Петрович Кончаловский родился в Славянске в семье видного литератора. Ранние годы он провел в Харьковской губернии, в имении родителей. Уже с восьми лет начал посещать школу живописи М.Д. Раевской-Ивановой, а когда в 1889 году семья переезжает  в Москву – занимается в вечернем классе Строгановского училища.

 В 1897-1898 годах он учится в Парижской академии Р. Жюлиана, а с 1898 по 1905 годы - в Высшем художественном училище при Академии художеств Петербурга.

Огромное влияние на формирование Кончаловского как художника оказал знаменитый художник Василий Суриков, ставший его тестем. Именно с Суриковым Петр впервые выезжал на этюды в Испанию, позже они работали по всей Европе.

В 1910 году в Москве участвует в организации общества «Бубновый валет». Постоянный участник выставок общества, вплоть до 1927 года, когда состоялась последняя выставка. В 1912 году от общества откололась группа М.Ф. Ларионова, а ядром общества остались «русские сезанисты», это было продолжением извечного конфликта «славянофилов» и «западников». В творчестве художника отражаются, сменяя друг друга, этапы развития французского искусства – фовизм, сезаннизм, кубизм. 1908-1913 годы Кончаловский был одним из тех, кто приживлял французское искусство на русской почве, что обогатило русскую живописную традицию на многие десятилетия.

Кубизм для Кончаловского стал своего рода творческой мастерской. «…Кубизм был мне нужен, чтобы изыскать из природы одно характерное, существенное, чтобы научиться строить композицию, окончательно разделаться с традициями живописного натурализма…Я заранее знал, что буду обруган, и все-таки шел на выставки….», - скажет он в автобиографии.

Петр Петрович преподавал во ВХУТЕИНе с 1926 по 1929 год, работал и как художник театра - создал оформление для постановки оперы А. Рубинштейна «Купец Калашников». Увлеченный в этот период примитивами, художник выполнил его в стиле лубка.

Кончаловский  становится одним из крупнейших мастеров советской живописи.

В 1943 году Художник удостоился Сталинской премии первой степени.

С 1946 года Народный художник РСФСР.

Умер Петр Кончаловский 2 февраля 1956 года.

За свою творческую жизнь он создал около двух тысяч картин.

 

 

 

 

 

 

Портрет адвоката Бориса Брауна.

1918 г. Холст, масло. 115х92 см

Поступление:

1921 из отдела ИЗО Наркомпроса (Москва)

 

 

Хлебы. 1920 г.

 

Свой художественный мир Кончаловский открыл лишь в новом веке, в пору бурной ломки художественных традиций, пройдя путь от решительного и лаконичного примитива, схематизма формы и цвета до колористической тонкости, сложного богатства цветовых переходов и внутренних контрастов.

Перед нами портрет представителя петербургской интеллигенции,  созданный в один из сложнейших периодов жизни страны – кризисный послереволюционный 18-й год, и автор невольно сообщает ему своё ощущение времени. Личность адвоката завораживает внутренней силой, напряженностью, драматизмом. Кончаловский не скрывает красочного мазка, который подчас кажется нарочито грубоватым, «простецким», но он безошибочно меток по своему цветовому попаданию. Совокупность таких цветовых попаданий дает возможность глазу и воображению зрителей «лепить» предмет, наслаждаясь насыщенностью красок.

Сам художник говорил, что портрет оказался поворотным в его живописи, и если до этого его притягивала именно «вещность» природы, то теперь его задачей было передать одухотворенное состояние личности.

Интерес к предмету, к массе, объему, вылепленному цветом и красочным "тестом", к трехмерной форме - все это сделало наиболее популярным жанром в творчестве "бубновых валетов" натюрморт.  Критик, советский искусствовед А.А. Федоров -Давыдов характеризовал тот этап развития русского искусства, когда действовали "бубновые валеты", как этап натюрмортного восприятия мира.

Работа «Хлебы» - одна из работ, написанных  Кончаловским в 1920 - е годы. Биение пульса жизни, ощущение творческой свободы ясно читаются на холстах Петра Кончаловского этого периода. Красотой многоцветностью мира, отражены в этой работе. Художник отходит от упрощенных форм, его живопись обогащается оттенками, нюансами. Мы наблюдаем разложение на плоскости всех цветовых оттенков предмета, при этом иллюзии обмана нет, а реальность оказывается налицо. Это занимает художника  в этот период, нравится писать металл, фарфор.

Поступила работа в музей  в  1921 год, а точнее  выменяна у автора вместо его же натюрморта «Монастырский цветок».