smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Королев Б.Д.

Королёв Борис Данилович (1884-1963)

Советский скульптор-монументалист, педагог, общественный деятель, стоявший у истоков формирования советской скульптурной школы. Один из главных организаторов деятельности по осуществлению ленинского плана монументальной пропаганды.

Родился в Москве в многодетной семье. С 1896-1903 учился в московской гимназии. Воскресные дни будущий скульптор проводил в Строгановском училище, где по выходным всем желающим разрешалось рисовать и чертить под руководством дежурного педагога. В 1903 году поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Был активным участником социал-демократических кружков, успешно вел агитационную работу. За участие в революционном движении несколько раз сидел в тюрьме.

Период становления творческой личности мастера приходится на 1908-1917 годы.  В это время он начинает заниматься лепкой в частных студиях, наибольшее значение из которых имели занятия в студии И.И. Машкова. В 1910-м поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую скульптора С.М. Волнухина, увлекается новаторскими тенденциями современного искусства, делает скульптурные опыты, обращаясь к приемам кубизма. Так, участвуя в осуществлении плана монументальной пропаганды, в 1919 году Королев выполнил для Москвы памятник М. А. Бакунину, составив человеческую фигуру из напряженно пересекающихся угловатых геометрических тел.

Борис Данилович Королёв прошёл основные этапы творческого развития вместе с русским советским искусством, в значительной степени определив магистральное направление развития советской скульптуры 1920-1940-х годов.

 

 

 

 

Марсельеза. Призыв к революции. 1930-1931 гг.

Дерево.

Тема революции - ведущая в творчестве скульптора. В своих динамических и в то же время монументальных образах, испытав сильное влияние кубизма, Королев сумел соединить принципы модернистской и авангардной скульптурной формы.

В начале 1920-х годов он отходит от авангардных экспериментов и создает серию этюдов обнажённого женского тела, в которых происходит становление его реалистического метода. Опираясь на реальные формы человеческого тела, мастер ищет четкого обобщения этих форм, пластически выраженной энергии, ясности образных характеристик. Определенная степень эскизности произведений, которая сообщала им особую экспрессию, становится важной составляющей зрелого стиля скульптора. Такова «Марсельеза. Призыв к революции». Королёв не любил отполированных, «облизанных» поверхностей, придавал им характерную шероховатость, усиливающую впечатление эскизности. Эту манеру ученики мастера прозвали королёвским стилем, сам же Королёв называл получаемый эффект «скульптурным колоритом» -  «…это тот свет и те тени, которые получаются от выпуклостей и от впадин форм».