smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Лентулов А.В.

Лентулов Аристарх Васильевич (1882-1943)

Одним из главных выразителей бубнововалетовского "богатырства" был Аристарх Васильевич Лентулов  - художник напористый, смелый и острый.В основной группе "бубновых валетов" он наиболее смелый экспериментатор. В своих произведениях  ищет максимальной активной формы пластического преображения видимого мира, в какой-то момент оказавшись на грани фигуративности и беспредметности, все же остался в пределах изобразительности.

Лентулов учился сначала в Пензенском училище, потом в Киевском, затем снова вернулся в Пензу, где оставался до 1907 года, там  он впервые выставляет свои произведения. Вскоре состоялось его знакомство с будущими авангардистами, в частности с Давидом Бурлюком. Ученичество художника продолжилось  в Париже в 1911- 1912 годах, в студии Ле Фоконье. Пребывание в Париже открыло перед Лентуловым новые перспективы. Он знакомится с творчеством кубистов — Пикассо, Брака, Леже, Глеза, Делоне. Его парижские друзья прозвали его "футуристом a la russe". По работам, которые возникли вскоре после возвращения из Франции и знаменовали наступление зрелости в творчестве художника, видно, как он переосмыслил парижские впечатления в соответствии со своим темпераментом и предшествующим опытом. К числу вершин его творчества принадлежит группа натюрмортов 1913 года - "Самовар", "Астры", "Синий кувшин и фрукты". Цветовая сочность оказывается отличительным качеством этих натюрмортов.

«Картины его поют и веселят душу... Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант», так откликнулся на творчество художника Александр Бенуа.

Конечно,  основной  темой творчества Аристарха Васильевича является  городской пейзаж, включающий обязательные элементы древнерусской архитектуры. Шедеврами среди этих произведений можно назвать  "Василий Блаженный", "Москва. 1913 год",  "Звон". Здесь ликуют пространство, плоскости архитектурных сооружений, краски города, иногда архитектурные формы напоминают изображения на древнерусских фресках или иконах.

На протяжении жизни манера Лентулова постоянно видоизменяется -  появляются новые приемы, новые варианты ритмов, новый характер мазка. Эти активные перемены свидетельствуют о постоянных исканиях мастера и  эволюции мастера.

 

 

 

Городской пейзаж. 1918 г.

Работа «Городской пейзаж» написана Аристархом Васильевичем в 1918 году, поступает  в музей Смоленска в 1920,  из отдела ИЗО Наркомпроса.  

Революция 1917 года  отразилась на полотнах живописца. На основе эмоций, вызванных февральскими событиями,   происходит творческий всплеск Лентулова.

В городе, в котором торжествует мир и освобождение, "модели" Лентулова, все   озаряется каким-то сверхъестественным праздничным светом. Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, радости, полета. В картине все теснится, жмется, кажется  фантастичным. Пейзаж наполнен не только светом, но ещё и звуком. Глядя на них создается ощущение, что город сейчас оживет и загудит в суматохе будней. Музыка наполняла полотна не просто так. Автор имел талант не только рисовать, но ещё и обладал отличными музыкальными данными. Он всегда напевал во время работы.