smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Машков И.И.

Машков Илья Иванович (1881-1944)

Илья Машков родился 29 июля 1881 года в станице Михайловской-на-Дону Хоперского округа Области Войска Донского (ныне Урюпинский район Волгоградской области). В 1890 году поступил на художественное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Учился у В. А. Серова, К. А. Коровина, А. М. Васнецова. Во время учебы отличался эксцентричным характером. Когда учитель рисования Борисоглебской мужской гимназии поинтересовался у Ильи Машкова, хочет ли он учиться рисованию, в ответ Машков спросил: «А разве этому учатся?».

Поразив зрителей и критиков "варварским" напором своей живописи на выставках "Золотого руна" и "Салона Издебского" (1909-10), Машков нашел свое место среди художников, составивших общество "Бубновый валет" (П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов и др.). Машков утверждал материальность мира и "низкого" предмета. Щедрость и мажорность машковской палитры, изобильность его натюрмортных постановок оказались созвучны программе этого объединения. В стремлении вернуть искусство "с небес на землю" художники «Бубнового валета» ориентировались на "ремесло" - уличную вывеску, поднос, лубок, что было Машкову близко и знакомо. Примитивизм его натюрмортов и портретов - самый простодушный и подлинный. 

На протяжении долгих лет Машков с большим успехом преподавал - его студия (1904-17; в 1925 преобразована в Центральную студию АХРР) была самой дорогой и одновременно самой посещаемой в Москве. Скончался 20 марта 1944 года в Москве. В сознании потомков Машков остается одним из самых ярких художников того времени.

 

 

 

 

 

Женский портрет. 1912-1914 гг.

Женский портрет – одна из программных работ Машкова досоветского периода. Героиня согласно эстетическим предпочтениям нового художественного направления прекрасна, молода и полна жизненных сил. Идеал красоты для Машкова – статные, уверенные и внутренне свободные женщины, какой и была неизвестная модель художника.

В своей манере письма Илья Машков использует пастозную технику, свойственную произведениям Ван Гога, Сезанна: темпераментными мазками смело бросает разноцветные рефлексы на лицо, шею, руки. Его точный глаз подмечает все тончайшие цветовые нюансы. Машков создал новый живописный язык (наряду с Кончаловским, Фальком, с другими из объединения «Бубновый валет») и дал русскому изобразительному искусству новую героиню.