smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Нивинский И.И.

Нивинский Игнатий Игнатьевич (1881-1933)

Известный российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный художник.

Родился в Москве. В 1898 году Игнатий Нивинский блестяще окончил знаменитое Московское художественное училище им. Строганова. Он и его друг, ставший мужем его сестры Веры, а впоследствии выдающимся художником  Викентий Трофимов были удостоены золотой медали, дружно отказались делить её между собой и взамен выбрали поездку за границу за счёт училища для усовершенствования.

Нивинский преподавал в Строгановке с 1898 по 1905 год, затем в московском  Вхутемасе-Вхутеине с 1921—1930 годы.

В 1921 году стал профессором. Среди его учеников по Вхутемасу был такой мастер композиции, как Александр Дейнека.

В начале 1910-х годов Нивинский много работал в области монументально-декоративной живописи: в частности, он оформлял Музей им. Александра III, в настоящее время -  музей изобразительных искусств

им. А.С. Пушкина.  Позже вернулся к монументальной живописи, разработав оформление интерьера Траурного зала Мавзолея Ленина в символическом сочетании красного и чёрного цветов.

Несмотря на прекрасное чувство цвета, Нивинский тем не менее, выбрал «черно-белую» профессию гравера и с 1912 года работал преимущественно как офортист. Был основателем и председателем Союза гравёров.  С 1912 года жил и работал в построенном им самим доме-студии на 2-й Мещанской (ныне улица Гиляровского, дом 38). Студия стала заметным культурным центром Москвы, в студии устраивались выставки, поэтические и музыкальные вечера. В 1934 году, после смерти и согласно  завещанию художника, здесь была основана общественная мастерская столичных офортистов, названная впоследствии его именем.

 

 

 

 

 

Сосны. 1918 г.

Работа «Сосны» написана в  1918 году,  поступает  в 1920 году из отдела ИЗО Наркомпроса. На работе с права внизу  подпись автора: Игн. Нивинскiй 1918.

Критика отмечала близость станковых полотен Нивинского к монументальной живописи. Художник как будто хотел соединить в своих картинах различные начала – монументализм и станковость, традицию и современность. Из мастеров-современников вдохновителем для Нивинского стал Поль Сезанн, это читается в полотне «Сосны».  В этом произведении художник опирается скорее на живописные прообразы, чем стремится передать богатство и многообразие жизни.