smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Певзнер Н.А.

Певзнер Натан (Антуан) Абрамович (1886-1962)

Натан Певзнер родился  в Орле в семье инженера. Старший брат Наума Габо. В 1902-1909 учился в Киевском художественном училище: увлекался живописью Михаила Врубеля, самостоятельно изучал иконопись и византийскую старину. В 1909 родители отправили его в Петербург, в Академию художеств, но он был отчислен по истечению трехмесячного испытательного срока, установленного для евреев. Познакомился с импрессионизмом и кубизмом благодаря коллекциям Щукина и Морозова.

В 1911 уехал в Париж вместе с братом Наумом, с которым был очень дружен. Большое впечатление на него произвела Эйфелева башня, позднее он назовет Эйфеля первым конструктивистом.

В марте 1917 братья вернулись в Россию, с 1918 преподавали во Вхутемасе. В 1920 Певзнер и  Габо устроили уличную выставку на Тверском бульваре и опубликовали «Реалистический манифест» - первый манифест конструктивизма, в котором, по существу, заложили основы новой эстетики декоративной скульптуры и провозгласили  принцип «созидания», «творчества», «дела», направленных на жизнь.

С 1923 работал только как скульптор. Скульптуры Певзнера были представлены на выставках в Венеции, Антверпене и Брюсселе, где удостоились высоких наград. В 1930 принял французское гражданство. В 1961 Натан Абрамович награжден орденом Почетного легиона. Его работы представлены во многих ведущих музеях мира.

 

 

 

 

 

Натюрморт. 1918-1919 гг. (?)

Слева внизу  холста находится авторская монограмма. Работа поступила в 1920 году из отдела ИЗО Наркомпроса (Москва).

Создание нового художественного мира как конечный смысл творчества - это главная идея авангардистов тех лет, которая удивительно точно отражала основные принципы творчества Натана Певзнера. Возможно, именно поэтому ему, пожалуй, единственному художнику того времени, удалось, будучи практически неизвестным в России до своего приезда в 1917 году, занять в итоге в русском авангарде значительное место и наряду с Малевичем, Татлиным и Кандинским представлять новое искусство России на крупнейших европейских выставках.