smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Попова Л.С.

Попова Любовь Сергеевна (1889–1924)

Любовь Попова – из тех русских художников, кто столетие назад оказался в авангарде европейского искусства и совершил прорыв к новому пониманию художественного пространства.

В русской живописи 1910-х годов начиналось активное освоение различных влияний: итальянского футуризма, немецкого экспрессионизма, французского кубизма. Любовь Попова одна из первых, новых живописно-пространственно-временных форм и ритмов.

За свою недолгую жизнь Л. С. Попова прошла весь путь русского авангарда  - от сезаннизма, через кубизм и футуризм к супрематизму, а затем конструктивизму, и от станковой живописи к промышленному искусству; успела поработать в книжной графике и плакате, в театре и в текстильном дизайне (эскизы тканей, вышивок, одежды) - и везде ее опыты были отмечены особой органикой. Участница всех значительных авангардных выставок.

Попова обучалась в частных студиях С. Ю. Жуковского и К. Ф. Юона (1907-08), в студии "Башня"  и в парижской академии "Ла Палетт" у А. Глеза и Ж. Метсенже (1913). Воспринятый в Париже кубизм наложился на любовь к русской иконе и итальянскому ренессансу.

Любовь Попова умерла неожиданно, от скарлатины (перед тем потеряв мужа, а за несколько дней до своей смерти - сына), умерла на взлете таланта.

 

 

 

 

 

Дама с гитарой. 1915 г.

В первое десятилетие ХХ века художникам хотелось чего-то большего, чем передача объёма и пространства на плоскости. В работе Поповой запечатлен момент переосмысления натурного видения. Вслед за кубистами художница выступила конструктором цветовых объемов. На полотне она смело превращает фигуру натурщицы с гитарой в сочленение стереометрических объемов, хотя изображение сохраняет предметную форму вещей и передает их более или менее реальное бытие в пространстве.

В этой композиции предметная форма «распределяется» по картинной поверхности, заставляя зрителя собирать ее своим воображением. Любовь Попова раскладывает пространство и объекты на геометрические фигуры, чтобы они начали двигаться и вращаться. Любовь Попова превращает статику - в динамику.