smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Рождественский В.В.

Рождественский Василий Васильевич (1884-1963)

Василий Васильевич Рождественский родился в Туле. В 16 лет решает всерьез заниматься живописью,  переезжает в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В   период обучения начинающий художник общается с Робертом Фальком, Аристархом Лентуловым, Ильей Машковым.  Рождественский практически сразу же уходит от классической живописи к ее современным течениям, входит общество «Бубновый валет». Работы художника в раннего периода отличаются особой декоративностью, яркостью цветового оформления.

Новые мотивы появляются в его творчестве после поездки в Италию 1912 года.

В годы Первой мировой войны художник мобилизован на фронт. Вернувшись, Рождественский продолжает творить,  преподает, много путешествует, посещая Алтай, Среднюю Азию, Карелию, Кавказ, Крым, принимает участие в многочисленных выставках.

Рождественский получает приглашение работать в Тверской губернии. Он живет и работает там до 1923 года. Этот период становится очень важным для развития творческой манеры художника. Рождественский много пишет с натуры. Поздний период творчества Рождественского будет посвящен прежде всего величию и красоте русской природы,  ее фоне художник изображает силу человеческих характеров. Эпическое начало в его полотнах совмещено с лирическим.

 

Зима. 1919-1920 гг. Азия. Женщина в парандже. 1926г.  

В экспозиции Художественной галереи представлено два произведения  Василия Васильевича «Зима», созданная 1919-1920 годы и «Азия. Женщина в парандже» 1926 года.

Своего рода нежность характеризует творчество Рождественского. Он не писал широкими пятнами и плоскостями, ритм его вещей  дробен, не  экспрессивен, но при этом  изыскан и рафинирован. Им найдена собственная ритмика и цветовая система.  Работы собрания, созданы в годы перехода Рождественского от трактовки натуры живописным  языком "Бубнового валета» к традиционному лирическому пейзажу, созданному реалистическими средствами и построенному на наблюдении натуры.

В музей работы поступают в разное время, в 1921 году «Зима» из отдела ИЗО Наркомпроса и в 1976 году из Министерства культуры СССР, вторая работа Рождественского «Азия. Женщина в парандже».