smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Бытовой жанр

В Германии бытовой жанр явился порождением романтизма в его домашнем варианте, вошедшем в историю искусства под названием «бидермейер». Многие художники этого направления начинали свою деятельность с росписи фарфора - тарелок, блюд и ваз, затем создавали идиллические пейзажи, а заканчивали порой карикатурами для сатирических журналов. Особо популярны был репродукционные гравюры с картин известных художников в частности Генриха Бюркеля. Этот баварский художник всемирно известен своими многочисленными жанровыми и батальными полотнами и картинами с изображениями животных. В его произведениях отчасти сказалось влияние старых фламандских мастеров и художников Италии. Картины Бюркеля особенно полюбились частным американским коллекционерам. В смоленском собрании находится три его картины на сельскую тематику. К бытовому жанру можно отнести и многочисленные сцены охот на медведей, оленей и косуль.

 

Фридрих Хоэ с оригинала Генриха Бюркеля

Возвращение с охоты на медведя

1840

Бумага, литография. 43,2х43,5

 

Фридрих Хоэ (1802-1870). Баварский художник и литограф. Специализировался  на литографических репродукциях картин старых и современных мастеров. Изображал альпийские виды и сцены охот. В Мюнхене с 1820 года, был владельцем литографической мастерской.

Генрих Бюркель (1802— 1869). Немецкий жанровый и ландшафтный художник. Родился в Рейнской Баварии. Представитель стиля «бидермейер» в немецкой живописи. В 1817 году Бюркель решил изучать право, но, поощряемый друзьями, занялся искусством. С 1822 года обучался в мюнхенской Академии художеств. В 1823—1832 годах неоднократно посещал Италию и жил в Риме, путешествовал по Тиролю и Баварии. Участник художественных выставок в Германии и за рубежом (Лондон, 1862, Париж, 1867 и др.). Был почётным членом академий живописи в Дрездене, Вене и Мюнхене. Дружил с писателем Адальбертом Штифтером и художником Карлом Шпицвегом. Автор ряда жанровых и батальных полотен, картин с изображениями животных. В его жанровых композициях отчасти сказалось влияние старых фламандских мастеров и художников Италии. Произведения Бюркеля по настоящее время пользуются большой популярностью и фигурируют на международных аукционах. Многие его работы были куплены для частных коллекций в Америке. Число его произведений чрезвычайно велико. По некоторым оценкам Бюркелю принадлежат около 1000 картин и 6000 рисунков. Умер художник в Мюнхене в возрасте 67 лет.

 

 

Карл Хейнцман

Cцена на городской площади

1843

Офорт, припечатанный лист. 10,6х14,7

 

Карл Фридрих Хейнцман (1795- 1846). Немецкий пейзажист, литограф, художник по фарфору: работал на Королевской фарфоровой мануфактуре. Кроме собственных композиций он использовал копии известных картин старых мастеров Пинакотеки для росписи фарфоровых тарелок, блюд и ваз. В пейзаже отдавал предпочтение спокойным и мирным сценам природы. С особым удовольствием художник проводил время в баварских Альпах, где находил особое вдохновение, создав высокохудожественную серию изображений. Его известные работы - роскошная ваза с изображением регалий баварской армии, подарок от кронпринца Максимилиана султану, а также доска с различными видами Мюнхена и его окрестностями, которая была преподнесена королю Отто при его отъезде в Грецию. В 1843 году Хейнцман отправился в Италию, сделал много эскизов, но внезапно заболел пневмонией и скончался 9 июля 1846 года. Хейнцман - автор многих графических листов со швейцарскими и тирольскими видами и литографий с оригиналов других мастеров. Ему принадлежат офорты: «Крестьяне из баварских гор», «Тирольский фермер» (1827) и «Сцена на ярмарке» (1843).

 

 

Ойген Хесс

Возвращение с охоты

1846

Офорт, припечатанный лист. 16,8х22,4

 

Ойген Хесс (1824 -1862). Художник, гравер, жанровый живописец. Он был старшим сыном художника Петера фон Хесса (1792-1871) и в 1839 году последовал за своим отцом в Россию. В 1849-1850 гг. учился в Антверпене и Париже, после чего стал известен как мастер жанровых композиций в романтическом духе, особенно это касается его  охотничьих сцен. Похоронен на Cтаром Южном кладбище Мюнхена.

 

 

Рихард Циммерман

Вход в монастырь

1849

Бумага, акварель. 28х21

 

Рихард Циммерман (1820 - 1875). Жанровый живописец и пейзажист. Трое его братьев Альберт, Макс и Роберт - хорошо известные художники. Рихард был учеником Альберта, и в 1838 году последовал за ним в Мюнхен, посвятив себя, вопреки совету брата, пейзажной живописи вместо исторического жанра. Он преуспел в ландшафте: его зимние лесные и горные пейзажи, деревенские зарисовки и морские виды стали весьма популярными. В более поздний период он усвоил манеру голландского художника XVII в. Николаса Берхема, мастера итальянизированного идеального пейзажа. Циммерман вышел в отставку и некоторое время жил в Праге, где умер после непродолжительной болезни.

 

 

Герман Шмольце

Сцена сражения на улице средневекового города

1846

Офорт, припечатанный лист. 15,2х14,6

 

Карл Герман Шмольце (1823 - 1852). Cын нотариуса, он изначально обучался живописи у неизвестного художника в Меце. С 24 октября 1840 года приступил к занятиям в Королевской академии искусств в Мюнхене. В числе первых выпускников академии 1845 года стал сотрудничать в юмористическом журнале «Флигенде Блэттер». Карл Герман Шмольце создал вместе с Карлом Штаубером иллюстрации к произведениям немецкого писателя Иоганна Петера Хебеля (1760 - 1826) к рассказам, новеллам и анекдотам, собранным в книге «Сокровища рейнского домашнего друга» (Штутгарт, 1846). Он был одним из основателей в 1848 году демократического сатирического журнала «Сигнальная ракета» (1848 - 1851). Шмольце активно участвовал в революции 1848 - 1849 гг. В 1848 году он стал членом добровольческого корпуса в Мюнхене. В 1849 году он был вынужден эмигрировать и отправился в Лондон через Париж, проучился год в Академии художеств в Антверпене, эмигрировал в Соединенные Штаты и поселился в Филадельфии. Здесь он основал Ассоциацию немецких художников, писал и рисовал для демократических журналов.