smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Книжная иллюстрация

К этому жанру можно отнести многочисленные заставки и виньетки. В Германии этот вид графической деятельности обрел расцвет с появлением литературы, использующей в качестве сюжетов народные предания, пословицы и поговорки. Большой популярностью у граверов пользовались сказки немецких писателей Л. Тика, братьев Гримм, рассказы Т. Гофмана. Немецкие романтики создали особую форму фантастического произведения, связанную с поэтикой тайны, с мистикой необъяснимого и недосказанного. Фантастическое начало пронизывает композиции   графических произведений, изменяя до крайности события повседневной жизни. Литературной сказке и народной мудрой пословице одинаково доступны глубокое постижение необычных явлений жизни. Причудливый быт и романтическое настроение переплетены в заставках, виньетках и книжные миниатюрах, где фигурируют мрачные монахи и суровые алхимики наряду с поэтически-томными пастушками и простодушными детьми.

 

Андреас Бренхаузер

Монах и спящая пастушка

1845

Офорт, припечатанный лист. 9,2х12,2

 

Андреас Вольфганг Бренхаузер (1819-1865). Родился в Нюрнберге. Рисовальщик, гравер, резчик. Ученик Альберта Рейнделя (1784-1853) - немецкого гравера, который был директором Нюрнбергской академии художеств, а затем занимал должности директора художественно-промышленного училища и хранителя картинной галереи. Бренхаузер научился у Рейнделя уверенности в резцовой гравюре, которые заканчивал до мельчайших подробностей, убедительно передавая характерные черты персонажей в своих книжных миниатюрах и заставках. Составной частью миниатюрной композиции «Монах и спящая пастушка» является четверостишие готическим шрифтом 

Тихо он должен пройти мимо,
Не насладившись прохладой в тени. 
Его глаза не должны видеть,
А сердце не должно чувствовать.

 

 

Андреас Бренхаузер

Не все монахи изобретают порох

1845

Офорт, припечатанный лист. 16,2 х10,8 

 

 

Иоганн Бротигам

Ребенок с молоком и змеей

1840-е гг.

Офорт, припечатанный лист. 15,3х12,1

 

Иоганн Якоб Бротигам (1790-1868). Гравер, ведущий художник королевской фарфоровой мануфактуры в Баварии. Иллюстрировал сказки романтических писателей. На иллюстрации «Сказки об уже» братьев Гримм изображено поле с колосьями, на фоне которых сидит на одеяле ребенок с поднятой ложкой, а из его миски пьет молоко змея. В «Сказке об уже» братьев Гримм идет речь о ребенке, которому каждый день мать давала блюдце молока со сдобными крошками. Скромную трапезу с ним разделял уж. Когда его не было, ребенок громко звал:

Уж-ужок, иди ко мне,

Вылезай из щели,

Чтобы блюдце молочка

Мы скорее съели.

Тогда уж быстренько вылезал и принимался за молоко. В благодарность за это он приносил для ребенка всякие хорошие вещи блестящие камешки, жемчуг и золотые игрушки. Но питался уж только молоком, а к крошкам и не притрагивался. Вот однажды дитя взяло в руки ложечку, легонько ударило ужа по головке и сказало: «Ты должен и крошки есть».

 

 

Ойген Нейрётер

"Хочешь долго жить"

1843

Офорт, припечатанный лист. 10,2х13,6

 

Ойген Наполеон Нейрётер (1806-1882). Уроженец Мюнхена. Немецкий живописец, рисовальщик и гравер. Сын художника Людвига Нейрётера (1775-1830). Ойген Нейрётер учился с 1823 года в Мюнхенской академии. С 1830 года жил в Париже, а с 1838-го – в Риме, испытав влияние известного художника Питера Корнелиуса, который поручил ему отделочные работы в галерее скульптуры. В 1848 году он стал главой художественной части Королевской фарфоровой мануфактуры в Нимфенбурге. В 1868-1877 годах Нейрётер работал в качестве профессора в Королевской школе прикладного искусства. Ойген Нейретер считается одним из самых универсальных и талантливых мастеров, работавших в книжной иллюстрации, оформлении поэтических произведений, а также в сфере декоративно-прикладного искусства. Его плодотворная деятельность развернулась в затейливом оформлении немецких поговорок и, особенно, баллад и романсов Гете (Мюнхен, 1829-1840). Для Мюнхенского художественного объединения он исполнил гравюру «Спящая красавица» по сказкам братьев Гримм (1835). В том же году он написал для королевского дворца изображение Мартина Кристофа по Виланду Оберону. Для роскошного издания «Сида» Иоганна Готфрида Гердера (Штуттгарт, 1838) художник подготовил 70 иллюстраций. Ойген Нейрёйтер похоронен на Старом Южном кладбище Мюнхена.

Заставка - иллюстрация в нравоучительном духе. Полуфигурное изображение девушки вырастает из цветка. Она держит в руках две чаши, из которых пьют и едят собака и кошка. Ниже надпись - изречение : «Хочешь долго жить и быть здоровым: ешь как кошка и пей как собака». Изображение фигур оформлено цветочным затейливым орнаментом в восточном стиле «арабеска».

 

В проекте принимали участие: Л.И. Мельникова, автор-составитель (старший научный сотрудник отдела "Художественная галерея"),  В.И. Кочанова,  хранитель графики (документация и сканирование), А.Н. Нестеров (художник-фотограф).