smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Виртуальные выставки

Гравюрный кабинет. Мюнхенский союз граверов

13 декабря 2016г.

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен. Король Баварии Людвиг I, который правил с 1825 года, с отроческих лет отличался горячей любовью к литературе, музыке и искусству. Именно его покровительство способствовало развитию немецкого искусства в Риме, где издавна существовала огромная колония художников, выехавших из раздробленной конфликтами Германии. В Мюнхене ведущая роль в развитии изобразительных искусств постепенно перешла к Академии художеств, которая с середины 19 столетия становится одним из известнейших художественных учебных заведений  Европы. Академия объединила художников-пейзажистов «мюнхенской школы». В связи с этим главный город Баварии превращается в один из ведущих центров европейского искусства. Ни в Берлине, ни в Дюссельдорфе не было такой ощутимой общественной и правительственной поддержки. Мюнхенская художественная школа вскоре приобрела международное признание. Столица Баварии стала местом паломничества, своеобразной «Меккой» для художников из разных стран. Внимание уделялось в основном исторической живописи, портрету, а также бытовому, пейзажному и анималистическому жанрам. Немецкое искусство не испытывало подобного подъема со времен Дюрера. В 1853 году торжественно открывается Новая Пинакотека, где экспонируются картины художников мюнхенской школы. Многие живописцы успешно владели искусством графики. Яркий пример тому – творчество Христиана Моргенштерна, Генриха Бюркеля, Ханса Хуэбера, Себастьяна Хабеншадена, произведения которых являются непременным атрибутом многих отечественных собраний. Смоленская коллекция не составляет исключения. Одним из принципов изобразительности Мюнхенской художественной школы являлись точность и натурализм во всех жанрах. Впоследствии значение мюнхенской школы и ее влияние на европейское искусство и немецкий авангард по многим причинам были преданы забвению, творчество же отдельных ведущих мастеров вырвано из контекста истории искусства. Графические альбомы и отдельные листы представителей Мюнхенского союза граверов находятся в многочисленных частных и государственных собраниях. В составе настоящей выставки - около 50 листов известных немецких художников - графиков, чья творческая судьба была тесно связана с Мюнхеном. Это в основном произведения печатной графики, выполненной в техниках офорта, резцовой гравюры, акватинты и литографии, позволяющие получать множество оттисков с одной авторской печатной формы. Печатная графика являлась наиболее демократичным видом графического искусства, рассчитанным на самую широкую публику и различные вкусы. Гравюры и литографии издавали как в виде сброшюрованных альбомов, так и отдельных листов или комплектов. Ими украшали личные интерьеры и присутственные места. К слову сказать, ничего с тех пор не изменилось и любовь к этому изысканному виду искусства всегда была свидетельством хорошего художественного вкуса. Гравюры дарили, они были излюбленным предметом собирательства в среде просвещенного дворянства. Особенностью данной гравюрной выставки является то, что основная ее часть отведена различным видам баварского пейзажа: горному, лесному, сельскому, архитектурному с органичным включением стаффажных фигур - людей и зверей. Неизменно одно — все графические листы высокопрофессиональны и, кроме того, пронизаны искренним теплым чувством к природе родной страны, к ее жителям, к фольклорным и литературным традициям.

Пейзаж

Анималистический жанр

Бытовой жанр

Книжная иллюстрация