smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Виртуальные выставки

Виртуальная выставка «Смоленские пояса – опояски, рябушки, покромочки»

08 июня 2017г.

Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека  -  в быту, обрядах, фольклоре.  В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:

« Надену – ободом сведёт,

   Сниму – змеёй упадёт.

   Тепла не даёт,

   А без него холодно».

 

Пояса, в зависимости от цвета, способа изготовления, называли на Смоленщине по – разному:  " плитяница" (плетёный шнур, верёвка), "рябушка",  "тесёмка", "гачень" и т.д.

  «Поясом Богородицы" поэтично называли жители Ельнинского уезда реку Угру.

Пояс – одно из самых древних изобретений человека. Он был  необходимой принадлежностью как мужской, так и женской одежды восточных славян, и изготовление их было широко распространено. Этим можно объяснить сравнительно частые находки фрагментов шерстяной тесьмы в курганах. В раскопках курганов Смоленской области также встречается тканая тесьма с «выбранным» узором. Различная тесьма и шнуры из нитей широко использовались в народном быту, из них изготавливались очелья, браслеты, свадебные вожжи, оборы для лаптей, отделка сарафанов и понёв.

Фрагмент экспозиции музея «Смоленский лён». Понёва, отделанная тканой тесьмой и пояс – гашник.

 

Фотография М.И. Погодина. Девица в сукманке. Д.Ключи Ельнинского у. 1912г.

 

Пояс  сохранял тепло, украшал, а самое главное, нёс огромную смысловую, магическую нагрузку. Человек без пояса воспринимался окружающими как выходец из потустороннего мира.

Замыкая магический круг, пояс выступает как главный оберег хозяина,  выстраивая защиту от нечистой силы и всего дурного. Поэтому и снимался  он  при гаданиях, но в самих гаданиях принимал участие.

В Древней  Руси бытовало выражение "лишить пояса", что означало "лишить воинского звания". " Лишить пояса" могли и провинившегося крестьянина его односельчане. Не случайно и сейчас недостойно ведущего себя человека называют "распоясавшимся". Таким образом, пояс – это ещё и символ чести и достоинства.

«Распоясался бы дедушка, кабы  не подпоясывала его бабушка», - гласит русская поговорка.

Особенно широко использовался пояс в сельскохозяйственных обрядах и обрядах жизненного цикла.

Ткать узорные пояса в прошлом умела каждая женщина. Девочку учили этому с 5-6 или 10 лет. Соткав  без посторонней помощи свой первый  пояс, девочка хранила его до свадьбы и подвязывалась им, отправляясь венчаться. Этот пояс наделялся особой защитной и исцеляющей от болезней силой. Связывание молодых одним поясом воспринималось как объединение жизней в одну, чтобы семья жила в мире и согласии, а  также как защита от всего плохого.

Фрагмент экспозиции музея «Смоленский лён». Свадебный обряд.

 

В коллекции  Смоленского государственного музея – заповедника находятся пояса, выполненные смоленскими мастерицами  в разных техниках: сотканные на «дощечках» и «бёрдышке» («ниту», станке), изготовленные  в технике полутканья, а также плетёные  и витые.

 

Пояс мужской (с подарочным текстом «кого люблю того дарю…»)

Шерсть. Ткачество на дощечках (14). 140х1,8

Смоленская губ., Гжатский у. Начало 20 в.

 

Пояс . Шерсть, пуговицы. Ткачество на дощечках (6). 278х1

Смоленская обл., Сычёвский р-н., д. Бехтеево

 

Пояс. Лён, шерсть.Ткачество на бёрдышке. 266х5,5

Смоленская губ., Смоленский у., д. Верхние Немыкари. 18 в.

Из коллекции М.К. Тенишевой.

 

Пояс. Шерсть, х/б. Ткачество на бёрдышке. 314х3

Смоленская губ., д. Верешки. Начало 19в. Из музея М.К. Тенишевой

 

Пояс. Шерсть. Ткачество на бёрдышке. 150х4

Смоленская губ., Починковский у. Из коллекции  В.К. Ефременкова

 

Пояс. Шерсть. Плетение. 300х0,5

Смоленская губ. (?) Из коллекции  В.К. Ефременкова

 

Пояс. Шерсть. Плетение ( полутканьё).297х2,5

Смоленская губ., Бельский у. (ныне Холм – Жирковский р-н). Конец 19 в.

Автор – Григорьева Наталья Дементьевна

 

Витой шёлковый пояс для рубахи – косоворотки интересен тем, что принадлежал нашему земляку выдающемуся скульптору Сергею Тимофеевичу Конёнкову.

Наряду с одноцветными (красными, белыми, чёрными) поясами, большую часть составляют пояса орнаментированные. Узоры поясов были достаточно разнообразны, начиная с  простых продольных или поперечных полосок до сложных геометрических орнаментов. В народном смоленском говоре вышитый и вытканный орнамент носит название «украсы».

Основной фигурой русских, в том числе смоленских «украс», можно назвать ромб, называвшийся  крестьянками «круг». Его сочетания и разновидности отражаются в вышивке, узорном ткачестве на станке, изготовлении поясов. Орнамент под названием «репей» (гребенчатый ромб), «орепей», «арепей» и половинка узора «полурепей» - самый распространенный символ  русской вышивки и ткачества, в том числе и поясов из данного собрания. «Репей» мог быть простым или многолучевым.

 

Пояс. Шерсть. Ткачество на бёрдышке. 260х5

Смоленская губ., Починковский у. Из коллекции  В.К. Ефременкова

 

Из общего ряда смоленских поясов выделяются своей необычной конструкцией и оформлением  пояса  Вяземского уезда   конца 19в. из коллекции  Е.Н. Клетновой.

Пояс. Шерсть фабричная, холст, кружево. Шитьё, вышивка крестом.

 

Пояс

Шерсть фабричная, коленкор, тесьма, стеклярус. Шитьё, вышивка крестом

 

Широко были распространены и широкие пояса – кушаки кустарного и фабричного производства.

Пояс. Шерсть. Фабрично – заводское производство. 270х34

Смоленская губ., Краснинский у. (ныне Починковский р-н), д. Борисково

Конец 19 в.

 

Считалось, что пояс становится настоящим только после того, как у него появляются кисти – его «душа». Причём чем проще пояс, тем богаче и эффектнее у него были кисти.

Пояс.Шерсть, тесьма, кумач, бусины.Ткачество.280,5х2,2

Смоленская губ. (?) Конец 19 в. Из собрания Е.Н. Клетновой

 

Пояс.Шерсть, галун, стеклярус. Ткачество на бёрдышке, плетение

314х4,5 Смоленская губ. 19 в. Из коллекции М.К. Тенишевой.

 

Кисти бисерные от поясков. Шерсть, бисер.22х4,5

Смоленская губ., Ельнинский у. 1912 Собрание М.И. Погодина

 

Кисть  от пояска.Шерсть, бисер, бусины. Длина -  31

Смоленская губ., Ельнинский у., д. Большая Каменка. 1913г.

Собрание М.И. Погодина

 

Пояс. Шерсть, позумент, тесьма, ткань, стеклярус. Ткачество на бёрдышке.

302х3,5 Смоленская губ., Вяземский у. Начало 20 в.

 

Пояс. Шерсть, бисер, бусины, металл. Длина – 274

Смоленская  губ., Юхновский у. Начало 20 в.