dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Виртуальные выставки

«В саду пташка распевала, а я фартук вышивала»

08 ноября 2017г.

Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки.

Первыми изобретателями фартука иногда называют Еву и Адама, ведь их фиговые листья, которыми они опоясывались, больше всего похожи на фартуки. В Древнем Египте носить фартук могли лишь фараоны и государственные мужи, но со временем этот элемент мужского гардероба перешёл к женщинам.

На Руси традиционно передник – часть  женского праздничного или будничного костюма. Передник, как правило, шили из одного или двух полотнищ ткани, присборённых под обшивку. Для его изготовления обычно использовали различные ткани домашнего либо фабричного производства: льняные, хлопчатобумажные, шёлковые, шерстяные. Надевали передник поверх основной одежды, прикрывая её спереди. В передниках, сшитых для ношения в особо торжественные дни, украшения занимали большую часть подола.

Смоленская губерния, Ельнинский уезд, начало 20-го века, х/б ткань, вышит красными и чёрными нитями, украшен кружевом,  на концах пояса – изображения котиков.

В фондах Смоленского музея-заповедника находится большая коллекция фартуков (более 160 единиц хранения), которая постоянно пополняется новыми экспонатами. Костяк коллекции составляют народные передники 2-й половины 19-го - 1-й половины 20-го века, преимущественно смоленские. Представлены Бельский, Вяземский, Гжатский, Дорогобужский, Духовщинский, Рославльский, Смоленский уезды Смоленской губернии, Ершичский, Кардымовский, Монастырщинский, Починковский, Хиславичский, Шумячский, Ярцевский районы Смоленской области. Наряду с этим в коллекции  фартуков имеются экземпляры, представляющие Вологодскую, Владимирскую, Костромскую губернии, Брянскую и Новгородскую и другие области России. Коллекция формировалась на протяжении десятилетий. В неё вошли фартуки из собраний известных смоленских исследователей-этнографов Тенишевой К.И., Клетновой Е.Н., Погодина М.И., а также привезённые из этнографических экспедиций в советское время.

Известный исследователь смоленского народно костюма Л.М. Козикова особо выделяет рубахи и передники, созданные в районе знаменитого  села Талашкино (деревни Немыкари, Нетризово, Лопино, Наречино…) и собранные в своё время известной смоленской меценаткой Клавдией Ивановной Тенишевой: «Красиво, ярко оформлены фартуки этой местности. Часто 2/3 поверхности его снизу вверх занимают полосы геометрического орнамента от широких до узких вверху, исполненных ткачеством как в технике полотняного переплетения, так и бранного, перемежающегося с полосами вышивки. Праздничность, торжество красоты, феерия цвета в сочетании красного, белого, жёлтого и вкраплений синего всё создаёт «солнечный» колорит». Как вспоминала сама М.К. Тенишева: «Заднепровские деревни дольше сохранили свой наряд и мне удавалось иногда во время наших поездок покупать у них фартуки, рубашки, старинные шейные украшения».

Смоленская губерния, Смоленский уезд, деревня Наречино, начало 20-го века (из коллекции М.К. Тенишевой), холст, бранное (узорное)  ткачество, вышивка.

Смоленская губерния, Смоленский уезд, начало 20-го века, холст с бумажной нитью, ткачество, вышивка, украшен кумачовой вставкой и кружевом.

     

Но для большей территории так называемой белорусской Смоленщины были характерны белые фартуки, иногда украшенные внизу 1-2 полосами ткачества или вышивкой. Белоснежный фартук сам по себе был нарядным, праздничным и торжественным.

Смоленская область, Ершичский район, деревня Лужки, 1940-й год, х/б ткань, ручное кружево. 

Смоленская губерния, Рославльский уезд, Ершическая волость, конец 19-го века, домотканый холст, узорное ткачество, кружево.

Фото М.И. Погодина. Гимонова Ульяна Власьевна с сыном и Шатохина Федора Константиновна, 1930-е-гг.

Народные фартуки декорировались самыми разнообразными видами орнамента: древним геометрическим, более поздним растительным, зоо- и орнитоморфным (изображения зверей и птиц), антропоморфным (стилизованное изображение человека), каллиграфическим (составленным из отдельных букв или элементов текста), комбинированным.

Смоленская губерния, Духовщинский уезд, деревня Мурашки, 20-е годы 20-го века, х/б ткань, вышит красными и серыми нитями. Читается надпись: «Хороша моя работа, вышивать была охота. В саду пташка распевала, а я фартук вышивала».

Россия, конец 19-го века, ситец, набойка.

Россия, вторая половина 19-го века, холст, вышивка, (в т.ч. тамбурным швом), в правом углу надпись «1854 г.»

В русской деревне бытовали разные типа передников, имевшие собственные названия. Интересным представляется так называемый передник-занавеска (завеска).

- занавеска (завеска) – крестьянский женский и девичий передник.

Её могли изготавливать из белой льняной ткани домашнего производства, либо из белой или цветной покупной хлопчатобумажной ткани. Она представляла собой длинный передник на широких проймах и могла иметь туникообразный покрой. Такие занавески шили из полотнища ткани, перегнутого по утку. На сгибе делали прямоугольный, овальный или треугольный вырез для головы. Заднее полотнище часто было коротким, прикрывающим только лопатки. Праздничную занавеску, как правило, богато украшали полосками узорного тканья, лентами, тесьмой, бахромой, вышивкой, кружевом, а иногда даже блёстками и бисером, располагая всё это горизонтальными рядами. Девушки надевали занавески на рубахи или сарафаны, замужние женщины носили их поверх рубахи и понёвы.

Передник «занавеска». Смоленская губерния, р-н Шумячи-Ершичи, деревня Старая Мармазовка, 1-я четв. 20-го века, холст, кумач, ситец, вышивка х/б нитями крестом и гладью.
Фото М.И. Погодина. Девицы в рубахах и занавесках, дер. Сенное, Ельн. уезда 1912 г.

Очень часто именно на старинных передниках встречаются изображения древних богинь плодородия с ромбовидной головой и поднятыми к небу руками. Здесь же можно увидеть ряды с чередующимися мужскими, женскими и детскими фигурами. Нередки изображения священных животных древности: птиц  -  утушек, лебедей и пав, символизирующих небо и человеческую душу; коней  -  символов солнца и мира мертвых; барсов, символизирующих знатность и силу.  

В давние времена считали, что передник как бы усиливал охраняющую функцию женской рубахи. Носили тогда нарядные фартуки преимущественно девицы на выданье и молодые замужние крестьянки детородного возраста. Старинный фартук-передник был и обрядовой вещью. Так считалось, что лён, посеянный из женского фартука, будет быстрее расти, набирать силу и даст лучший урожай. Поэтому даже мужчины во время сева льна повязывали себе женский фартук. Когда молодая входила в новую семью, свекровь самолично повязывала на неё фартук, и это означало, что теперь молодуха будет готовить так, как здесь принято. А в некоторых деревнях при первом весеннем выгоне скота на пастбище под порог дома подкладывали передник хозяйки, чтобы скотина всегда возвращалась домой.

Фартук мог быть и желанным подарком. Смоленский краевед Я.Р. Кошелев в своей книге «Народное творчество Смоленщины» приводит слова песни, записанной в Ельне: «Вижу, вижу дорогой сон я во сне, что мой миленький споходу идёт, дорогой же мне подарочек несёт - зелёненький шелковенький фартучек». В этой же книге описано, как наряжались девки деревни Козловка Хиславичского района Смоленской области, собираясь на хоровод: «вышитая рубаха, сарафан и фартук, бусы в несколько рядов».

Фото М.И. Погодина. Девица Мавра Тямкина и молодуха Секлетея Семёновна Тямкина, дер. Сикарёво, Мархоткинская волость, Ельнинский уезд, Смоленская губерния.

А ещё до наших дней дошло поверье, что если вам вдруг приснился фартук, то значит, вы стоите на пороге неожиданных изменений судьбы.