dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Виртуальные выставки

Печка и компания

05 июля 2018г.

«Печка парит, печка жарит, печка душу бережёт!»

Вся жизнь крестьянина, да и любого русского человека в прежние времена была тесно связана с печью. Она обогревала дом, варила, сушила травы, грибы и ягоды, лечила и служила баней, предсказывала погоду.

С печью связаны сюжеты русских сказок, загадок, поговорок. Она – героиня смоленских гаданий - «подблюдных песен»:

          «Ходит кот по печурочке,
           Зовёт кошечку в печурочку:
           «Тут и тёпленько, тут и мяконько».
           А, Пречистая мать, благослови.
           А кому поём, тому добро,

          А кому выдастся, тому лучше всех». (К свадьбе)

          «Коло печки хожу, пирожки пеку, ой люли.
           Ещё похожу и ещё попеку.

           Кому песни поём, тому и добро». (К богатству)

Без печи не обходились и важнейшие семейные обряды Смоленщины. Так рассказывая о крестинном обеде – «хрезбинах» в селе Бороде Поречского уезда, В.Н.Добровольский пишет:  «Возвратясь от священника после крещения младенца, восприемники входят в хату, бабка же стелет шубу под загнет печи. Крёстная мать кладёт ребёнка на шубу и приговаривает: «Чей детёнок, тот возьмёт!». Отец берёт ребёнка и отдаёт его матери».   

При сватовстве, пока шли разговоры, невеста  сидела в другой комнате или находилась на печи (Смоленский, Хиславичский район). «У славян был такой обычай, когда шли переговоры со сватами, невеста сидит за занавеской в печном углу и «колупает печную глину, тем выражая своё желание выйти замуж», или «она влезает на печь, а сваты упрашивают её сойти вниз: если она спустится с печи, то этим выразит согласие на брак, т.е. заявит свою готовность покинуть семейный очаг и перейти в дом жениха». (Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи).

На Смоленщине бытовало  ещё и название  «грУпка»:

1) печка (Рославльский, Поречский уезды)

2) голландская печь, непростая (Поречский уезд).

Устройство русской печки очень сложное. Не удивительно, что к  печнику, которого  могли назвать ещё и «печкУр» («пячкур»), всегда относились с большим уважением. Плохо сложенная печь дымила, а угарный газ мог стать причиной отравления или смерти, плохая кладка могла привести к пожару.

Фрагмент экспозиции музея «Смоленский лён».

Поэтом Александром Танцыревым были написаны следующие строки:

«Вот скоплю в себе мечты лихие,
Брошу голостенный свой уют
И сбегу в края, в края такие,
Где, как прежде, печки русские живут».

В начале лета 2018 года сотрудниками музея была проведена этнографическая экспедиция в село Новоспасское Ельнинского района. Здесь, на родине великого композитора М.И.Глинки, и сейчас «печки русские живут». 

В старину печи были глинобитными, кубической формы. Затем их сменили печи кирпичные. Их ставили на деревянном, перекрытом сверху, срубе – опечье. Опечье состояло из 2-3 венцов, рубленных «в лапу».  В нём делалось  отверстие, в которое засовывали кочергу, ухват, чепелу, помело. В Новоспасском при разговоре о печном фундаменте  прозвучало и слово «зАпечки».  Пространство под печкой соединялось с подпольем. Под печку бросали зубы, выпавшие у детей: «Мышка, мышка, на мой зуб лубяной, а дай костяной!»

Примечательно, что именно такая печка на деревянном «опечье» сохранилась до наших дней в доме Володиной Натальи Кирилловны.

Дом перевезли в Новоспасское в 1956 году из деревни Ивановка. Построен же дом был ещё до Великой отечественной войны. В 1941 году Наталья Кирилловна в этом доме родила сына. Сейчас, в основном летом, проживают внуки и правнуки.

Часть избы около печки отделяли от остального помещения занавеской или перегородкой и называли печной угол, чулан, куть.

Печной угол в доме Мягченковой Александры Моисеевны.

Печь в доме  Клочкова Михаила Григорьевича.  На фотографии хорошо видна «печУрка» – небольшая ниша, где «сушили варежки», обувь, посуду, грибы и травы.

Лежанка на печи в доме  Клочкова Михаила Григорьевича.

Печь в доме Прудниковой Марии Евстигнеевны.

Огромной удачей было найти возле печи так называемый «котУх» (на фотографии справа). В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово трактуется как «хлев для мелкого скота». Кроме того, в белорусском языке слово «котух» имеет значение «курятник, гусятник».

На Смоленщине  котУхместо возле печки, где держали в холодное время года новорождённых телят, ягнят, поросят. Он представлял собой деревянный, закрытый со всех сторон ящик, с дверкой, закрывавшейся «на закрутку» и небольшим отверстием – окошком.

Перепёлкина Зоя Михайловна вспоминает:  «Сверху котуха делался настил, на нём стояла деревянная кровать, где спала бабушка».

В домах, построенных позднее, русскую печь сменяет печь с плитой и лежанкой.

Лежанка в доме Никоноренковой Надежды Николаевны.

Для приготовления пищи в русской печке и посуда создавалась особенная.  Гли­няные горшки, имев­шие толстое  тулово, ши­рокое горло и узкое дно,  не случайно получили такую форму. Благода­ря ей,  жар, который воз­никает в печи, охва­тывает со всех сторон поверх­ность горшка.  Горшок сверху плотно закрывался  крышкой-сковородой, поэтому  пи­ща в нем не только хорошо прова­ри валась, но и сохраняла все полез­ные вещества. В глиняных горшках варили щи, супы, каши, тушили мясо, овощи и рыбу, кипятили воду. И в каж­дом случае требовался горшок определенного размера: от много­ведерного (корчага) до небольшого на 200-300 грамм горшоч­ка.

«Был ребенок не знал пеленок,

Стар стал - пеленаться стал!»

Если горшок давал трещину или разби­вался на крупные части, то его не выбрасывали, а обвивали берестой. Черепки склеивали мучным или крахмальным клеем. В горячей воде распаривали полоски бересты.  Вы­сыхая, береста сжималась и  прочно стягивала череп­ки, так  что в горшок мож­но было наливать воду. Однако чаще в таких горшках хранили сыпучие продукты: муку, крупу, горох и сухие фрукты.

Постепенно на смену хрупким глиняным горшкам пришли чугунки, почти полностью повторив их форму. Чугунки появились и получили широкое распространение лишь в конце 19 – начале 20 веков. В первой трети 20 века  начинают производить чугунки с эмалевым покрытием. Чугунки не утратили своей популярности и необходимости и в наше время.

И горшки и чугуны ставятся в печь с помощью ухвата. В некоторых уездах Смоленщины  - «вИлки» («Дай вилки – нада горшок вытянуть!»). Под каждый размер горшка был свой ухват.

Необходимым инструментом для обслуживания печи была и кочерга.  В.Н.Добровольский в «Смоленском областном словаре» отмечает:

«Кочерга – 1) клюка деревянная или железная;

                    2) прозвище хромого («Ковыляить кочарьга»)

                    3) название весеннего хоровода («Деуки выстроились кочергой» - Рославльский у.)

«Кочерёжка» - уменьшительное.

КочерЕжник – место возле печки, где ставят вилки, кочерги, ухваты.

«Криксы – верексы» - детская болезнь, выражающаяся  плачем, капризами.

Отхаживают: садят на кочергу, возят по сметью, секут гольнем, сметьё выметают (Ельнинский у.)

Чтобы отделаться от осота, заглушающего коноплянник, некоторые крестьяне на крещенскую коляду на кочерге объезжают огород».

Хлебную лопату традиционно делали из целого куска дерева - липового, осинового или ольхового кряжа. На нее клали приготовленный для выпечки хлеб, пироги, чтобы поместить на под, в печь. Позднее появляются состоящие из двух частей лопаты.

В компании у печки есть ещё немало «друзей»: чепела («сковородник») для  вынимания сковороды из печи), утюги (литые чугунные, разогреваемые  в горячей печи, на плите и угольные), горшки разного назначения… С ними и со многими другими предметами русского быта можно познакомиться в музее «Смоленский лён».

Н.В. Журкова

(ведущий научный сотрудник Этнографического отдела)