smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Борис Михайлович Неменский

24 декабря 1922 – родился в Москве

1939 – поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года

1942 – окончил Саратовское художественное училище

1942-1945 – участие в Великой Отечественной войне в качестве военного художника Студии им. М.Б.Грекова. Основные фронтовые командировки: Панфиловская дивизия, сражение за Великие Луки, военные действия на Смоленском направлении, на Украинском, Белорусском, Ленинградском и других фронтах. Участвовал в боях на Одере и в штурме Берлина

1945 – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1945 – картина «Мать»  (ГТГ). Вступил в Московскую организацию Союза художников

1945-1951 – учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова

1951 – присуждена Государственная премия СССР на картину «О далеких и близких»

1953 – медаль «За боевые заслуги»

1955 – избран членом правления МОССХ

1956 – участие в Венецианской международной биеннале (Италия)

1957 – начало педагогической деятельности. Заведование кафедрой на художественно-графическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина.  На 1-ом Всесоюзном съезде советских художников избран членом правления СХ СССР

1963 – избран секретарем правления на II съезде СХ СССР. Постоянно переизбирается до 1987 г.

1963-1964 – дискуссии о картине «Безымянная высота» в творческом клубе МОССХ, в Центральном Доме литераторов им. А.А.Фадеева, в журнале «Художник»

1964 – начало преподавательской деятельности во ВГИКе. Профессор кафедры живописи и рисунка

1972-1973 – первая персональная выставка в Москве и передвижные выставки по городам страны

1978, 1982, 1986, 1987 – персональные выставки в Москве, Ленинграде, в других городах страны и в Болгарии

1982 – персональная выставка в Токио

1982 – удостоен звания народного художника России

1987 – награжден Президиумом Народного собрания Народной Республики Болгария орденом «Кирилл и Мефодий» Iстепени

1992 – избран академиком Российской академии образования

1993 – персональные выставки (совместно с Л.А.Неменской) в городах Франции

1995 – ретроспективная персональная выставка в Москве в Музее на Поклонной горе

1996 – присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за создание системы введения в художественную культуру; избран в Российскую академию художеств; присуждена премия Президента РФ за создание учебного комплекта по изобразительному искусству

2000 – выставка «Приглашение к диалогу» совместно с 20 художниками – учениками Б.М.Неменского в зале «Новый Манеж» в Москве

2000 – Советом по общественным наградам ООН награжден орденом «Поборник справедливости» («Defendensjustitiam») за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России

2003 – награжден золотой медалью Российской академии образования; победитель номинации «За честь и достоинство» Всероссийского конкурса

2005 – награжден общественной премией «Сокровищница Родины»; награжден медалью ордена «За служение Отечеству»

2006 – награжден золотой медалью Российской академии художеств

2007 – избран действительным членом Российской Академии художеств

2009 – персональная выставка в Российской академии художеств

2012 – диплом лауреата Всероссийской выставки «Многоликая Россия»; награжден медалью «1150 лет Российской государственности»

 

Серия "Смоленское направление. Вязьма. 1943"

«В наших зарисовках, может быть, чересчур беглых, была подлинная правда чувств непосредственных участников тех событий». Эти слова Б.М.Неменского,фронтового художника студии М.Б.Грекова, с полным правом можно отнести к серии рисунков из собрания Смоленского музея-заповедника, большинство которых выполненыим сразу после освобождения Вязьмы в марте 1943 года. Они – своего рода фронтовой дневник, который ведет зрителя по военным дорогам. Рисунок на войне был основным жанром творчества. По оперативности с ним не могли сравниться ни фоторепортаж, ни документальное кино. Он не требовалкаких-то особых условий,  художник работал в любых обстоятельствах, лишь бы под рукой находился материал, оставляющий след на бумаге. Таким материалом у Бориса Неменского были карандаш, уголь, мел. С их помощью штрихи, линии, пятна превращались в документальные свидетельства войны: портреты солдат и командиров,разрушенные жилища, лежащие в руинах города, искореженную технику…Сделанные в затишьях между боями, а порой под бомбежкой и артобстрелом, лишенные академичности и внешних эффектов,– они стали очень точным и откровенным образом войны. При всей своей документальности, эти быстрые рисунки-наброски вовсе не сухая фиксация событий. В них искренность, боль, трепетность чувств художника-фронтовика Бориса Михайловича Неменского.