smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Пейзаж

Большой популярностью у гравировщиков во все времена пользовались произведения художников-пейзажистов. В XVIII веке это был прославленный маринист Клод- Жозеф Верне (1714–1789). Гравюра Пьера- Жака Дюре (1729-1816?) воспроизводит одну из известных картин Верне «Вид Неаполитанского залива». Западноевропейская гравюра XIX века знакомит зрителя с произведениями художников барбизонской школы. Так называлась группа французских мастеров реалистического пейзажа, собиравшихся в в 1830-1860 гг. в деревне Барбизон близ леса Фонтенбло. Кроме Барбизона, мастера школы работали во многих районах Иль-де-Франса, Пикардии, Нормандии, стремясь к индивидуализации пейзажных мотивов, к изображению многообразных состояний природы. Барбизонская школа разработала методику тональной живописи, сдержанной и нередко почти монохромной, богатой тонкими валёрами, световыми и цветовыми нюансами. Композиция пейзажа естественна, но тщательно построена и уравновешена. Заслуга барбизонских художников состоит в том, что они удивительно поэтично воспели французский национальный пейзаж. Все они были профессиональными рисовальщиками и гравировали собственные произведения. Поэтичность и тонкий лиризм пейзажей барбизонцев передал в своих литографиях Огюст Анастази(1820-1889). Он был учеником известных живописцев Делакруа, Коро, Делароша. В нашем собрании Анастази представлен литографиями с пейзажей художников-барбизонцев Ж. Дюпре (1812-1889), Т. Руссо (1812-1867), Ж.-К. Коро (1796-1875).

Жанром пейзажа заканчивается наша виртуальная экскурсия по гравюрному кабинету. Зритель может познакомиться с представленными произведениями графики только в рамках данного проекта.

 

 

Вид Неаполитанского залива

Пьер-Жак  Дюре с оригинала Клода-Жозефа Верне

Ок. 1760.

Офорт. 53,2х73,3

 

Пьер-Жак Дюре (Pierre Jacques Duret, 1729-1816?). Французский гравер.

Клод-Жозеф Верне (Vernet, 1714-1789). Французский пейзажист, более известный под именем Жозефа Верне. Восемнадцатилетним юношей отправился он в Рим, где учился сначала у Б. Ферджони, а потом у Панини и Солимены. Первые произведения, которыми он обратил на себя внимание в Риме, были пейзажи, исполненные в духе С. Розы для палаццо Ронданини и галереи Фарнезе. По возвращении своем во Францию он сделался в 1753 академиком, а в 1766 советником Парижской академии художеств. Вскоре после того король Людовик ХV заказал ему писать виды всех французских портов – работу, которая потребовала от художника 9 лет труда. Картины Жозефа Верне, изображающие преимущественно виды спокойного или бурного моря или материка при различных эффектах освещения, не отличаются богатством тонов и деликатностью исполнения. Колорит их довольно холодный, но композиция нередко поэтична; мотив освещения выбран удачно и выдержан, рисунок превосходен не только в самом пейзаже, но и в фигурах и прочей обстановке, гармонирующей с общим содержанием картины. Поэтому произведения Жозефа Верне до сих пор уважаются любителями искусства. Большинство его картин было гравировано резцом  известными мастерами. Они встречаются во всех значительных галереях Западной Европы и в Государственном Эрмитаже.

 

 

Кораблекрушение

Генрих Гуттенберг с оригинала Клода-Жозефа Верне

18 в.

Офорт. 19,8х25,2; 24,7х29,5

 

Генрих Гуттенберг (Heinrich Guttenberg, 1749-1818). Немецкий и французский гравер. Младший брат Карла Гуттенберга. Сначала учился у И. Прейслера, а затем у гравера А. Виршинга. Также в Париже брал уроки у И.Г Вилля (1715-1808), много лет жил и работал во Франции (1770-93, 1803-16). Умер в Нюрнберге.

Клод-Жозеф Верне (Vernet, 1714—1789)  Французский художник-маринист.

 

 

Римские развалины

Никола Делоне с оригинала Христиана-Вильгельма Дитриха

1768

Офорт. 37,8х346,8; 35,2х44

 

Никола Делоне (Nicholas De Lannay, 1739-1792). Французский гравер.

Христиан-Вильгельм Дитрих (Dietrich, 1712-1774). Немецкий живописец и гравер. Благодаря покровительству саксонского министра гр. Брюля, он окончил свое художественное образование в Италии и, возвратившись в Дрезден, сделался придворным живописцем курфюрста Фридриха-Августа II. Впоследствии был профессором Дрезденской академии и инспектором местной галереи. В своей живописи он очень хорошо подражал сначала голландским и фламандским мастерам, Пуленбургу, Остаде, Берхему, Рембрандту и др., а потом, хотя и с меньшим успехом, корифеям итальянской живописи. Поэтому содержание его картин и манера их исполнения крайне разнообразны; всего же лучше удавались ему пейзажи. Офорты Дитриха, число которых превышает 200, , исполнены легко и со вкусом; в них также видно подражание Остаде, Рембрандту и пр. Картины этого плодовитого художника находятся во многих галереях; в Дрездене, Вене, Мюнхене, Лондоне, Санкт-Петербурге.

 

 

Пейзаж

Огюст Анастази с оригинала Жюля Дюпре

19 в.

Литография. 44,6х31,5; 19,3х16,9

 

Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi, 1820–1889). Французский пейзажист и литограф, ученик Делакруа, Коро, Делароша. В 1870 он полностью ослеп, но благодаря продаже его картин, организованной друзьями,  был обеспечен до конца своей жизни.

Жюль Дюпре (Jules Dupré, 1812—1889). Французский пейзажист, принадлежащий к группе художников-барбизонцев, которые в начале 30-х гг. 19 столетия отрешились от всякой стильности в ландшафте и стали воспроизводить природу с точностью, передавать ее общее впечатление и в малейших мотивах отыскивать красоту и лиризм. Дюпре был сын фабриканта фарфоровых изделий в Нанси и, изучая отцовское дело, занимался вместе с тем рисованием. Затем он перешел от рисования к живописи и благодаря своему врожденному таланту не замедлил достигнуть в ней блестящих успехов. Таким образом, он сделался художником почти без помощи учителей, лишь через непосредственное изучение природы. Принятое им направление ясно обозначилось уже в первых картинах, с которыми он явился перед публикою в парижском салоне 1831 г. После этого он выставлял в салонах многие свои произведения с видами местности Западной Франции и изредка природой Англии. В последний раз его работы были выставлены в салоне 1883 г. Большинство их, однако, переходило к покупателям и заказчикам прямо из его мастерской, и теперь они встречаются во многих общественных и частных коллекциях. В Кушелевской галерее Императорской академии художеств находятся два пейзажа этого мастера, дающие полное понятие о его направлении.

 

 

Пейзаж

Огюст Анастази с оригинала Жюля Дюпре

19 в.

Литография. 31,4х44,8; 17,9х25,2

Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi, 1820-1889). Французский художник и литограф.

 

Жюль Дюпре (Jules Dupré, 1812-1889). Французский пейзажист, входивший в группу художников-барбизонцев.

 

 

Пейзаж

Огюст Анастази с оригинала Теодора Руссо

19 в

Литография. 31,2х44,9; 15,7х22

 

Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi, 1820–1889). Французский пейзажист и литограф.

Теодор Руссо (Rousseau, 1812-1867). Пейзажист, ученик вначале пейзажиста Ж. Ремона, затем исторического живописца Г. Летьера. До 1831 Руссо работал с натуры в Оверни, Нормандии и Фонтенбло. Вместе с Гюэ, Добиньи и Дюпре, Руссо считается основателем во французской живописи так называемого "интимного пейзажа", передающего затаенную жизнь природы. Особенно мастерски воспроизводил Руссо эффекты воздуха и света. Поселившись в Барбизоне, на краю леса в Фонтенбло, он находил здесь множество лирических мотивов для своих картин. Руссо писал также виды других местностей, преимущественно плоских и поросших деревьями. Из его произведений достаточно будет указать на "Выход из Фонтенблосского леса", "Старый Дормуар в Ба-Брео", "Болото в ландах", "Берег реки", "Бурю", "Пейзаж в утренний час, с коровами, идущими на водопой" (музей Нанта), "Коровы, пасущиеся у лесной лужи" (музей Монпелье), "Заход солнца" и "Весенний полдень" (в собрании Демидова, кн. Сан-Донато), "Рынок в Нормандии" (в музее Академии художеств, в Кушелевской галерее), "Конец октября" и "Каменные дубы" (гравированы самим художником).

 

 

Пейзаж

Огюст Анастази с оригинала Теодора Руссо

Пейзаж.

19 в.

Литография. 31,5х44,9; 15,5х22,3

 

Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi, 1820-1889). Французский пейзажист и литограф.

Теодор Руссо (Rousseau, 1812-1867). Французский пейзажист, входивший в группу художников-барбизонцев.

 

 

Коровы на водопое

 Огюст Анастази с оригинала Жана-Батиста Коро.

19 в.

Литография. 31,6х45; 16,8х24,5

 

Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi, 1820-1889). Французский пейзажист и литограф.

Жан-Батист Коро (Corot, 1796-1875). Французский пейзажист. Занимался вначале этюдами с натуры под руководством художника Мишалона. В 1826 отправился в Италию и принялся за непосредственное изучение природы. Делая этюды в окрестностях Рима, он быстро усвоил  понимание общего характера пейзажа. Впоследствии работал в Провансе, Нормандии, окрестностях Парижа и в Фонтенбло, причем его взгляд на природу и исполнение становились все свободнее и независимее. В картинах, написанных по возвращении  из Италии, он не гонится за точным воспроизведением данной местности, но старается передать единственно впечатление от нее и выразить свое поэтическое настроение. От многих его произведений веет неподдельно светлым, жизнерадостным чувством. Это был, по преимуществу, живописец тихо спящих вод, широких горизонтов, задернутых туманом небес, дремлющих лесов и рощ. Кроме живописи он занимался гравированием. Лучшие его картины: "Вид Ривы" (1835; в Марсельском музее), "Итальянское утро" (1842; в Авиньонском музее), "Воспоминание об оз. Неми" (1865), "Идиллия", "Восход солнца в Виль-д'Авре" (1868; в Руанском музее), "Нимфы и сатиры приветствуют пляской восход солнца" (1851) "Утро" и "Вид в окрестностях Альбано" (в музее Орсэ, Париж). В Кушелевской галерее Академии художеств в Санкт-Петербурге – два образца живописи Коро "Утро" и "Вечер".

 

 

Пейзаж

Огюст Анастази с оригинала Паскаля Бланшара

19 в.

Литография. 45х31,3; 21,3х17,5

 

Огюст-Поль-Шарль Анастази (Auguste-Paul-Charles Anastasi, 1820–1889). Французский пейзажист и литограф.

Паскаль Бланшар (Pascal Blanchard, 1807-1900). Французский художник и график. Пейзажист.

 

 

Старая крепость.

Адриен Доза

1846

Литография. 44,9х3

 

Адриен Доза (Dauzats, 1804-1868). Французский пейзажист и жанрист, иллюстратор. Родился в Бордо в 1804 году. Много путешествовал по Франции, Испании, Египту и Палестине, с целью создания рисунков для барона Тейлора (1820-1863). Он был постоянным участником выставок Салона. Умер в Париже в 1868 году.

 

В проекте принимали участие: Л.И. Мельникова, автор-составитель (старший научный сотрудник отдела "Художественная галерея"),  В.И. Кочанова,  хранитель графики (документация и сканирование), А.Н. Нестеров (художник-фотограф).

вернуться на главную страницу