smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

Пейзаж

Жанру пейзажа исторически уделялось в Германии чрезвычайное внимание. С интересующего нас времени, то есть с конца 18 столетия до начала 20 века немецкий пейзаж претерпел последовательную эволюцию от классицистического к романтическому и пленэрному с элементами символизма. Иногда немецкий пейзаж поражал напряженными поисками смысла бытия, даже чувством безысходной тоски, но неизменно одно – он оставался при этом топографически точным. Мюнхенские пейзажисты отдавали предпочтение спокойным и мирным сценам природы, исполненным тщательно и с особой любовью к баварским плоскогорьям, альпийским лугам и пасущимся на них стадам. Не меньший интерес представляло для графиков изображение живописных деревенских улочек с причудливыми строениями. Большое внимание при этом уделялось выписыванию затейливых архитектурных деталей. Возникновение классического архитектурного пейзажа связано с общеевропейской традицией изображать живописные руины, как это было принято в 18 веке. Поскольку мюнхенские художники много путешествовали, изучая археологические находки, творчество своих предшественников и свою страну, для них этот вид пейзажа представлял особый интерес.

 

 

Фридрих Вюртле

На Кохельском озере

1846

Офорт, припечатанный лист. 14х18,1

 

Фридрих Вюртле (1820 - 1902). Пейзажист, гравер по меди и стали, фотограф и издатель. Учился в Карлсруэ у К.Л. Фроммеля (1789-1869) – немецкого художника и гравера. Вюртле жил в 1840 году в Мюнхене и с 1860 года в Зальцбурге. Основал там собственное издательство, которым руководил его сын до 1912 (с 1905 в Вене).

Кохельское озеро (Кохельзе ) - озеро, расположенное в Германии, в Баварии, у границы Баварских Альп. У озера находится город Кохель-ам-Зе. Южная часть озера окружена горами, северная - болотом. Озеро возникло во время последнего ледникового периода. В наше время на озере находится уникальная гидроэлектростанция, работающая за счёт разницы в высоте Кохельзе и озера Вальхензе.

 

 

Фридрих Вюртле

Хижина у озера

1844

Офорт, припечатанный лист. 13,5х18,3

 

 

Фридрих Вюртле

Пейзаж с ручьем

1843

Офорт, припечатанный лист. 13х11,2

 

 

Вильгельм Гайль

Падуя

1840-е гг.

Офорт, припечатанный лист. 16,3х12,3

 

Вильгельм Гайль (1804 – 1890). Мюнхенский живописец, мастер архитектурных и видовых композиций. Учился в мюнхенской Академии художеств. В 1822–1825 годах работал в мастерской художника П. фон Хесса. С 1825 по 1827 год находился в Италии, затем вернулся в Мюнхен. В 1829–1830 годах издал серию литографий «Воспоминания о Флоренции, Риме, Неаполе». В 1830-х годах побывал во Франции и Испании, Италии изучая итальянскую архитектуру Венеции и других городов. Художник много работал акварелью, используя ее для создания законченных видовых рисунков. 

 

 

Герман Дик

Монастырь Лимбург у Дюркхейма

1843

Офорт, припечатанный лист. 10,4х13,8

 

Герман Дик (1812-1874). Немецкий живописец, рисовальщик и гравер. Дик работал в Мюнхене, посвятив себя архитектурному пейзажу, которому он сумел сообщить особый исторический шарм. Дик также публиковал немецкие пословицы и рифмы в картинках. Его творческая активность проявилась с 1844 года, когда художник стал сотрудничать в юмористическом журнале «Флигенде Блеттер», где раскрылся его замечательный сатирический талант. (Флигенде Блеттер - название юмористического хорошо иллюстрированного немецкого еженедельника, существовал с 1845 по 1928 год издатель Braun & Schneider, Мюнхен). В 1854 году он стал главой художественной школы для ремесленников, в которых деятельность он оставался, как учреждение было в 1868 году повышен до государственного учреждения. Герман Дик умер в 1874-ом году в марте. Его наиболее известные картины: «Дежурный номер» (1860), «Память» (1860), «В живописной мастерской» (1861), «Интерьер церкви монастыря» (1863), «Депутация (1864), «Возвращение мэра домой» (1868).

Монастырь Лимбург - старинный храм, расположенный в живописных окрестностях Бад-Дюркхейма. Монастырский комплекс был предположительно воздвигнут в XI-XII веках в романском стиле, о чем свидетельствуют сохранившиеся фрагменты стен и форма монастыря, который некогда был могущественным аббатством. Монастырь строился и перестраивался столетиями, однако в XVI веке он был сильно разрушен и несколько столетий пребывал в таком состоянии, благодаря чему большая часть церковных реликвий, вплоть до кирпичных блоков, были разворованы. В начале XX века сохранившиеся руины монастыря постепенно стали приводить в порядок, однако до конца собор так и не был восстановлен. В наши дни здесь проходят театральные фестивали, концерты и свадебные церемонии. 

 

 

Альбер Кирхнер

В парке

1843

Офорт, припечатанный лист. 14,1х10,3

 

Альберт Эмиль Кирхнер (1813 – 1885). Родился в Лейпциге в семье плотника. Вначале посещал латинскую школу Сент-Томас в Лейпциге и с 13 лет школу строительного искусства, руководимую Альбертом Гейтебрюком (1801-1868). Два года спустя он стал студентом Фридриха Брауэрса в Лейпцигской Академии. Впоследствии учился в Академии художеств в Дрездене у ведущего мастера романтического пейзажа Каспара Давида Фридриха, посещал занятия архитектурного пейзажиста Йохана Кристиана Клаузена Даля. После длительного пребывания в Мюнхене Кирхнер вернулся в 1832 году в Саксонию для участия в подготовке сборника «Памятники архитектуры Средневековья» по рисункам Людвига Путриха (1783-1856). В 1834 году Кирхнер переехал в Мюнхен со своей невестой, на которой женился в 1836 году. Там он посвятил себя рисунку и живописи. Кирхнер был членом Мюнхенской Академии и удостоился за свои заслуги большого государственного пенсиона. Умер А. Кирхнер в Мюнхене.

 

Альберт-Эмиль Кирхнер

Горный пейзаж

1846

Офорт, припечатанный лист. 13,5х18,2

 

 

 

Христиан Моргенштерн

Гористый пейзаж с озером. Вечер

1840-е гг.

Тушь, белила. 37х54,6

 

Христиан Эрнст Бернхард Моргенштерн (1805 - 1867). Художник-пейзажист, график. Считается одним из самых важных представителей раннего живописного реализма в Германии. Родился в семье учителя рисования и художника-портретиста Карла Генриха Моргенштерна; был третьим ребёнком в семье из шести. Работал вначале на фабрике игральных карт, в печатных и гравёрных мастерских. К 1818 году Христиан совершил несколько путешествий по Европе, изучая мастерство литографии. С 1824 года учится в Гамбурге у Зигфрида Бендиксена пейзажной живописи. В 1827 году Моргенштерн совершает поездку по Норвегии, затем в 1828 году посещает копенгагенскую Художественной академии. В 1830 году он приезжает в Мюнхен, где пишет горные ландшафты Баварии в романтическом духе и знакомится с художником Карлом Ротманом. В 1836 году Моргенштерн совершает путешествие в Эльзас, в 1842 году — по северной Италии. Позднее неоднократно посещал северную Германию. Писал также баварские и тирольские озёра и горы. Замечательны его ночные пейзажи, освещённые луной. Автор ряда графических работ. 

 

 

Христиан Моргенштерн

Вечер над болотистой равниной

1840-е гг.

Тушь, белила. 25,7х37,8

 

Христиан Моргенштерн

Опушка леса

1842

Офорт, припечатанный лист. 10,2х13,6

 

Христиан Моргенштерн

Горная тропа

1843 

Офорт, припечатанный лист. 13,6х16,7

 

Христиан Моргенштерн

На реке

1845

Офорт, припечатанный лист. 18,2х23,2

 

 

Ойген Нейрётер

Рыбак

1840-е гг. 

Офорт, припечатанный лист. 10х13,8

 

Ойген Наполеон Нейрётер (1806-1882). Уроженец Мюнхена. Немецкий живописец, рисовальщик и гравер. Сын художника Людвига Нейрётера (1775-1830). Ойген Нейрётер учился с 1823 года в Мюнхенской академии. С 1830 года жил в Париже, с 1838-го – в Риме, испытал влияние известного немецкого художника Питера Корнелиуса, который поручил ему отделочные работы в галерее скульптуры. В 1848 году Нейрёйтер стал главой художественной части Королевской фарфоровой мануфактуры в Нимфенбурге. В 1868-1877 годах работал в качестве профессора в Королевской школе прикладного искусства. Плодотворная деятельность Нейрётера развернулась в иллюстрациях и затейливом оформлении поэтических произведений, немецких поговорок и особенно баллад и романсов Гете (Мюнхен, 1829-1840). Для Мюнхенского художественного объединения он исполнил гравюру «Спящая красавица» по сказкам братьев Гримм (1835). В том же году он написал для королевского дворца изображение Мартина Кристофа по Виланду Оберону. Для роскошного издания «Сида» Иоганна Готфрида Гердера (Штуттгарт, 1838) Нейрётер подготовил 70 иллюстраций, много работал в сфере декоративно-прикладного искусства. Ойген Наполеон Нейрётер похоронен на старом южном кладбище Мюнхена.

 

 

Фридрих Вюртле с оригинала Карла Ротмана

Бухта в Авлиде

1830-е гг.

Гравюра, бумага, гальванография. 55х71,5

 

Фридрих Вюртле (1820 - 1902). Пейзажист, гравер по меди и стали, фотограф и издатель. Учился в Карлсруэ у Карла Линдеманна - Фроммеля (1789-1869) – немецкого художника и гравера, учителем которого был известный живописец Карл Ротман. Фридрих Вюртле жил с 1840 году в Мюнхене и с 1860 года в Зальцбурге. Основал в этом городе собственное издательство, которым руководил его сын до 1912 (с 1905 в Вене).

Карл Антон Йозеф Ротман (1797 —1850). Немецкий художник-пейзажист. Первые уроки живописного мастерства Карл Ротман получил от своего отца, художника Фридриха Ротмана, который преподавал рисование в Гейдельбергском университете. В начале своего творчества Карл Ротман писал картины, изображавшие атмосферные явления. В 1824 году в Мюнхене начался следующий этап его художественной карьеры, после того как он женился на Фридерике Скелль, дочери смотрителя парка Хофгартен в Мюнхене. Женитьба открыла Ротману дорогу ко двору. Король Людвиг I помог Ротману осуществить поездку в Италию в 1826-1827 годах для того, чтобы художник смог разнообразить его коллекцию, которая до этого ограничивалась лишь местными пейзажами. По возвращении Ротман получил от короля заказ на серию итальянских пейзажей для аркад мюнхенского Хофгартена. Созданный в 1833 году монументальный цикл из 28 фресок поставил пейзажный жанр наравне с историческим. В 1832 году, после возведения на греческий трон сына Людвига I Отто, Ротман получил от короля новый заказ на цикл пейзажей, посвящённых природе Греции, который ознаменовал третий этап в творчестве художника. Изначально греческий цикл, как и итальянский, должен был разместиться в Хофгартене, однако впоследствии 23 крупноформатных пейзажа разместились в отдельном зале Новой Пинакотеки Мюнхена — Зале Ротмана. В 1841 году Ротман получил от Людвига I звание придворного художника. Карл Ротман умер в возрасте 53 лет. Он считается самым известным представителем художественной династии Ротманов. Зал Ротмана в Новой Пинакотеке являлся вершиной живописного собрания Людвига I. Он существовал до 1944 года, когда здание художественного музея было разрушено. Греческие пейзажи Ротмана воссоединились в восстановленной Новой Пинакотеке лишь в 2003 году по случаю празднования её 150-летия.

Смоленский пейзаж «Бухта в Авлиде» относится к греческому циклу художника. Он исполнен в технике гальванографии. Это способ воспроизведения рисунков, сделанных краской на металлической поверхности. На такую доску осаждается гальваническим путем медь, которая прежде всего покрывает части, свободные от краски, а потом и саму краску, так что получается металлическая копия, представляющая вогнутый рисунок, с которого можно печатать.

Авлида - древний портовый город в Беотии в центральной Греции к востоку от Фив. В древние времена, Авлида был знаменитым местом культа Артемиды, храм этого культа был построен в 5 веке до н. э. и простоял примерно до 400 н. э. Согласно легенде, здесь встретились греческий флот со своими союзниками, чтобы вместе выступить против Трои. Но во время этого похода начался штиль и тогда Агамемнон сын Атрея в храме Артемиды (богини охоты) принёс в жертву свою старшую дочь Ифигению, чтобы боги послали ему благоприятные ветра. Авлида упоминается только в легендах древних греков, в особенности в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде», которая была переведена Фридрихом Шиллером. Иоганн Вольфганг фон Гёте использовал эту работу в качестве основы для своей «Ифигении Таврической».

 

 

Фридрих Фольц

Прибрежный вид

1840- е гг.

Бумага, карандаш. 24х28

 

Иоганн Фридрих Фольц (1817 – 1886). Немецкий анималист и пейзажист мюнхенской художественной школы Фольц прошел первоначальное обучение у своего отца, живописца, гравера и иллюстратора, Иоганна Михаэля Фольца (1784-1858). В 1834 году он поступил в мюнхенскую Академию художеств. Тем не менее, настоящий опыт он приобрел, изучая и копируя нидерландских художников в Пинакотеке. Его гравюры и литографии до конца 1830-х годов посвящены красоте баварских гор. После того как в 1841 году Фольц увидел в Голландии картину Паулюса Поттера «Молодой бык» он посвятил себя главным образом изображению животных. Вернувшись к баварской природе, любил изображать озеро Штарнберг и стада крупного рогатого скота, а также лошадей, овец и коз. Путешествуя в 1846 году по Бельгии и Голландии, Фольц присоединился к голландским живописцам, но больше находился под влиянием своих соотечественников Христиана Моргенштерна и Эдуарда Шлейха. С начала 1850-х годов в своих многочисленных больших пейзажах, включающих стаффажные фигуры животных, он сосредоточился на передаче освещения и влажного воздуха, где вскоре теплый золотистый тон уступил место прохладному серебристому. Фольц изображал животных лежащих или стоящих без движения, однако за счет сильной игры света и тени достигал особой живописной выразительности. Фольц был долгое время ведущим немецким анималистом, потом его сменил Антон Брайт. Его произведения можно найти в Новой Пинакотеке в Мюнхене, в музее Кельна и в Берлинской Национальной галерее. Анималистом и мастером охотничьих сцен был его младший брат Людвиг Фольц (1825-1911). Его старший сын, д-р Альберт Фольц стал врачом, младший сын Ричард Фольц (1859-1933) также изображал животных и пейзажи.

 

 

Карл Хейнцман

У озера

1845

Офорт, припечатанный лист. 13,4х17,1

 

Карл Фридрих Хейнцман (1795- 1846). Немецкий пейзажист, литограф, художник по фарфору. Уроженец Штуттгарта Хейнцман прошел обучение у придворного живописца Иоганна Баптиста Зеле и поступил в 1814 году в качестве волонтера на военную службу. Несмотря на то, что он был произведен во Франции в офицеры, Хейнцман оставил военную карьеру и продолжил дальнейшее обучение живописи в 1815 году в Мюнхене. Здесь он изучал особенности пейзажной живописи под руководством живописца Франца Кобелля. Его многогранный талант вскоре нашел признание: в 1822 году Хейнцман уже работал на Королевской фарфоровой мануфактуре. Он отдавал предпочтение спокойным и мирным сценам природы. С особым удовольствием он проводил время в баварских, швейцарских и тирольских Альпах, где находил особое вдохновение, создав высокохудожественную серию изображений. Кроме собственных тщательно исполненных композиций, он использовал копии известных картин старых мастеров Пинакотеки для росписи фарфоровых тарелок, блюд и ваз. Его известные работы - роскошная ваза с изображением регалий баварской армии, подарок от кронпринца Максимилиана султану, а также доска с различными видами Мюнхена и его окрестностями, которая была преподнесена королю Отто при его отъезде в Грецию. В 1843 году Хейнцман отправился в Италию, сделал много эскизов, но внезапно заболел пневмонией и скончался 9 июля 1846.

Среди его несколько картин маслом упоминаются пейзажи, часто с военной атрибутикой. Хейнцман - автор многих листов со швейцарскими и тирольскими видами и литографий с других мастеров. К числу последних относятся, например, «Контрабандисты» с оригинала Питера фон Хесса, «Отступление из России» с оригинала Альбрехта Адама, «Часовня на горе Ротенберг» с оригинала Иоганна Фридриха Штейнкопфа (для художественного объединения Вюртемберга); «Вид скульптурной галереи» с Лео фон Кленце. Для большого атласа Атанасия Рачинского «История современного искусства» (1840) он литографировал «Въезд императора Людовика в Мюнхен» с Бернхард фон Негера, «Вид Валгаллы» с Лео фон Кленце, «Преступников без чести» с Вильгельма Каульбаха. Ему принадлежат офорты: «Крестьяне из баварских гор», «Тирольский фермер» (1827) и «Сцена на ярмарке» (1843).

 

 

Ханс Хуэбер

Домик в лесу

1843

Офорт, припечатанный лист. 14,9х11

 

Ханс Хуэбер (1813 -1889). Австрийский миниатюрист и представитель позднего романтизма, придворный живописец при императрице Елизавете. Родился в семье ремесленника из Вайценкирхена Иоганна Хуэбера и его супруги, Терезы, урожденной Ленер, и был крещен в день его рождения во имя Иоганна Богослова. У Хуэбера было одиннадцать братьев и сестер. Сам художник никогда не был женат. В середине тридцатых годов он посещал Мюнхенскую академию искусств. Большее влияние на него оказало членство в Мюнхенском художественном объединении, в которое вступил в 1836 или 1837 году и оставался там почти тридцать лет, регулярно принимая участие в во всех выставках Кунстверейн. В 1843 году он совместно с другими художниками объединился в «Мюнхенский союз граверов». О дальнейших этапах биографии художника известно по многочисленным сохранившимся альбомам рисунков. Свидетельством этому является альбом этюдов 1848 года, являющий собою интенсивное изучение рельефа вокруг Мюнхена, так же как и другие книги набросков во время путешествий. Хуэбера часто приглашали работать учителем рисования в аристократические дома. В этой роли Ханс Хуэбер был также взят в семью герцога Макса в Баварии, отца императрицы Елизаветы. В качестве учителя Баварской принцессы художник жил в течение двух лет в замке Поссенхофен на озере Штарнберг. Основным местом жительства в сороковые и пятидесятые был Мюнхен. Там художник жил относительно обеспеченно от продажи своих картин. С шестидесятых годов, центр жизни художника переместился в Австрию. Хуэбер работал в замке Зейсенег как учитель рисования в семье барона Ризенфельса. С 1865 года до своей смерти он жил в уединении в Вайценкирхене со своей сестрой, с которой был очень дружен с детства. Ханс Хуэбер умер 5 ноября 1889 года, его сестра последовала за ним через два дня после смерти.

 

 

Макс Циммерман

Лесной пейзаж с рекой

1844

Офорт, припечатанный лист. 14,8х19,8

 

Август Максимилиан Циммерман (1811-1878). Художник и литограф, родился в Циттау, в Саксонии в художественной семье; его братья Роберт и Ричард были художниками. Отец Карл Фридрих Август Циммерманн, прививал Максимилиану любовь к музыке, но в свободное время мальчик занимался литографией. В возрасте двадцати трех лет он оставил музыку, чтобы целиком посвятить себя литографии, и, присоединившись к брату Альберту в Мюнхене, изучал рисунок под его руководством. Вскоре, наконец, он приступил к пейзажной живописи и довольно успешно. Сюжетами служили в основном лесные сцены, этюды деревьев, и тому подобное. Новая Пинакотека в Мюнхене имеет три его картин. Он умер в Мюнхене в 1878 году. 

 

 

Макс Циммерман

В лесу

1844

Офорт, припечатанный лист. 15,4х21,3

 

Макс Циммерман

В лесу

1840-е гг.

Офорт, припечатанный лист. 14,3х10,7

 

 

Кристиан-Фридрих Эцдорф

Горная река

1850-е гг.

Монотипия,тушь, белила. 41,7х54,2

 

Кристиан Фридрих Эцдорф (1807-1858). Немецкий живописец-пейзажист, график. Получил художественное образование в мюнхенской Академии художеств. Творчество Кристиана Эцдорфа претерпело определенные изменения, поскольку он начинал как мастер живописной росписи по фарфору. Впоследствии он посвятил себя пейзажам как и его старший брат Иоганн Кристиан Эцдорф (1801-1851). Художественная манера и тематика произведений братьев имеют много общего, а именно – изображение лесных сцен, долин и зимних видов в духе голландцев 17 века Эвердингена и Рейсдаля. Немецкого автора интересуют горы, леса и разнообразные оттенки состояния природы в различное время года и суток. Эцдорф младший также искусно использует контрасты света и тени и мягкую градацию серых тонов. Иногда он повторял в гравюре живописные пейзажи своего старшего брата. После его смерти в 1851 году он вернулся на некоторое время в Познек (герцогство Саксен-Майнинген), затем переехал в Киссинген и, наконец, в Вюрцбург, где и умер в 1858 году. Помимо картин, он оставил восемнадцать гравюр-пейзажей, и одну литографию.

 

Кристиан-Фридрих Эцдорф

Вечер над озером

Середина 19в.

Монотипия. 54,4х69

 

Кристиан-Фридрих Эцдорф

Пасмурный день

Середина 19в.

Акварель, белила. 52,5х70,7