smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

тел. (4812) 38-73-73

т./ф. (4812) 38-73-46

Портрет

Жанр портрета представлял собой высшую ступень развития резцовой репродукционной гравюры. В XVIII веке оригиналами для граверов-портретистов служили, главным образом, картины известных художников Гиацинта Риго и Никола Ларжильера, деятельность которых связана с XVII столетием. Одни из самых виртуозных граверов Пьер Древе (1697–1739) и Жан Долле (1703-1763). Гравированные ими портреты и исторические сюжеты – верх совершенства в отношении точного рисунка, уверенности и элегантности резца, убедительной передачи фактуры предметов. На выставке представлены великолепные в техническом и художественном отношении портреты с оригиналов знаменитого живописца Риго «Кардинал Гийом Дюбуа» и «Автопортрет Риго». Официальные пышные портреты сменяются более интимными, в них нет прежней парадности модели. Портретируемые улыбаются, как бы разговаривая со зрителем, или занимаются своей повседневной работой. Появляется новый вид гравированных портретов-миниатюр, предназначенных для фронтисписов в книгах или имеющих самостоятельное значение. Эти маленькие портреты делались обычно через лупу, тончайшими штрихами резца. Мастером подобной техники был Норблен де ла Гурден (1745–1830) — французский живописец и гравер, долгое время работавший в Польше. Виртуальный показ экспонатов позволяет рассмотреть небольшие по размерам произведения Гурдена из «Коллекции первого оттиска офортов с рисунков и гравюр» (1770-1780). Одной из жемчужин собрания графики является подлинный рисунок художника Антуана Ватто, который был не только превосходным живописцем, но и блестящим рисовальщиком. Его «Портрет юноши», выполненный в смешанной технике пастели, угля и карандаша, восхищает волшебной красотой цветовых сочетаний, утонченным артистизмом образа, совершенством рисунка.

 

 

Портрет кардинала Гийома Дюбуа

Пьер Древе с оригинала Гиацинта Риго

1724

Гравюра. 52,3х38,9

 

Пьер-Эмбер Древе (Pierre-Imbert Drevet, 1697-1739), прозванный Младшим, сын и ученик известного гравера Пьера Древе Старшего (1663-1738). Вначале подражал Шарлю Лебрену, но вскоре выработал собственный стиль. Считался одним из самых главных представителей периода расцвета гравюры во Франции в 1-й трети 18 века. В 1723 году Пьер-Эмбер закончил портрет Боссюэ по оригиналу Г. Риго. Портрет кардинала Гийома Дюбуа был выгравирован в 1724 году через год после смерти кардинала с оригинала Г. Риго (1723).  Древе блестяще передал фактуру предметов: атласа, шелка, кружев, изделий из металла. При этом в портрете кардинала реалистическая трактовка живописного образа превосходно сочетается с мастерством техники гравера. Королевская академия живописи и скульптуры удостоила Пьера Эмбера Древе Младшего в 27 лет звания академика, а король предоставил ему апартаменты в Лувре. Среди его учеников были Франсуа и Жак Шеро и Симон Валле. 

Гиацинт Риго (Rigaud, 1659-1743) – один из выдающихся мастеров французского парадного портрета рубежа XVII – XVIII столетий. Он родился на юге Франции. После нескольких лет ученичества в мастерской малоизвестного художника Поля Пезе Риго уезжает в Париж, где вскоре начинается его успешная карьера придворного портретиста. Стремление к объективной характеристике образа определило то, что Риго оставался преимущественно мужским портретистом. Интересным примером стиля Риго служит портрет знаменитого кардинала Дюбуа (1723, Художественный музей Кливленда ). 

Гийом Дюбуа (Dubois, 1655-1723). Французский кардинал. Родился в семье аптекаря. Воспитатель регента - сына герцога Орлеанского (брата Людовика XIV). Людовик XIV назначил Дюбуа посланником в Лондоне, регент призвал его в государственный совет и послал в Гаагу, где он содействовал возникновению четверного союза. В награду он получил от регента пост министра иностранных дел, архиепископство Камбрейское, кардинальскую шляпу, председательство в собраниях французского клира и в министерстве и, наконец, место в академии. Острое перо графа Анри де Сен-Симона так описало этого сына аптекаря, добравшегося до самых вершин духовной и политической власти и не гнушавшегося на своем пути никакими средствами: "Он был маленьким, жалким, сморщенным тощим человеком в светлом парике с лицом ласки, освещенным некоторым интеллектом. Все грехи – вероломство, жадность, разврат, тщеславие, льстивость – боролись внутри него за первенство". На портрете Риго – Гийом Дюбуа, облаченный во впечатляющие кардинальские одежды, сидит в массивном обитом бархатом кресле. Уронив на колено руку с кардинальской шапкой, он в другой держит сложенный лист бумаги, адресованной королю (в 1723 году кардинал Дюбуа провозгласил окончание Регентства и начало правления Людовика XV). Таким образом, он запечатлен с двумя символами своего высокого положения при папском и королевском дворах. Поза и жест кардинала переданы с церемонной торжественностью. И среди этой торжественной официозности возникает умное лисье лицо кардинала с острым взглядом слегка прищуренных глаз. Художник сумел угодить заказчику, но при этом не скрыл от потомков истинного характера этого продажного человека. Кардинал Дюбуа умер через месяц после написания портрета. Он понимал силу искусства и знал, выбирая себе художника, что кардинал Дюбуа кисти Риго будет жить столетия. (Использованы материалы статьи Е.Поляковой в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984).

 

 

Автопортрет Риго

Жан Долле с оригинала Гиацинта Риго

1742

Гравюра. 48,8х35,8; 47,5х34,7

 

Жан Долле (Daullé, 1703, Аббевиль-1763, Париж). Гравировал портреты исторических деятелей, литераторов и художников. Первые уроки в гравюре получил у Робара, монаха монастыря Святого Петра в Аббевилле, а потом отправился в Париж, где его соотечественник, Роберт Эке, учил его тому, что знал сам. Способности Долле были замечены, и он был принят в Академию художеств в 1742 году. Ж. Долле умер в Париже в 1763 году. После его смерти некоторые из его гравюр были опубликованы его вдовой.

Гиацинт Риго (Rigaud, 1659-1743) – один из выдающихся мастеров французского парадного портрета рубежа XVII – XVIII столетий. Он родился на юге Франции. После нескольких лет ученичества в мастерской малоизвестного художника Поля Пезе Риго уезжает в Париж, где вскоре начинается его успешная карьера придворного портретиста. Стремлением объективной характеристике образа определило то, что Риго оставался преимущественно мужским портретистом. Он избегал писать женские модели. "Если я сделаю их такими, каковы они на самом деле, они не найдут себя достаточно красивыми, если я им польщу, они не будут похожи", – говорил художник. Успех портретов Риго объясняется его мощной манерой, блестящей композицией, благородством поз, пышностью и блеском. Художник виртуозно изображал драпировки, особенно смятые и блестящие, занавеси, переливающиеся в сильных контрастах светотени, передающей фактуру бархата, шелка или кружев. Риго организует эти пышные и разнообразные элементы вокруг лица модели, одновременно приятного и высокомерного, иногда в полуулыбке, с тонким и отвлеченным выражением. Известность его моделей, версальская пышность большинства его картин, безусловно, повлияли на восторженную оценку искусства Риго; но он действительно был создателем оригинального искусства, искусства парадного портрета, которое в первой половине XVIII в. распространилось по всей Европе. Этот тип портрета, наиболее яркими примерами которого являются портреты Филиппа V и Людовика XIV работы Риго, во многом обязан генуэзским и английским произведениям Ван Дейка, флорентийскому искусству XVI века и картинам Поурбуса и Филиппа де Шампеня. Но вклад Риго в развитие французского портрета остается определяющим. (Использованы материалы статьи Е.Поляковой в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984).

 

 

Портрет профессора академии Никола де Ларжильера

Франсуа Шеро с оригинала Никола Ларжильера

1715

Гравюра. 47х33,3

 

Франсуа Шеро (Chéreau, 1680, Блуа-16 апреля 1729, Париж). Французский гравер портретов и репродукций известных произведений искусства в период правления Людовика XIV (1643-1715). Гравированный портрет Н. Ларжильера выполнен Шеро с автопортрета Ларжильера, работающего над Благовещением. (1711. Х., м. 80 х 65. Версальский дворец).


Никола Ларжильер (Largilliere, 1656-1746). Французский живописец. Учился в Антверпене и в Лондоне (у П. Лели, с 1674), испытал влияние П.-П. Рубенса. С 1678 работал во Франции. В творчестве Ларжильера, предвосхищающем искусство рококо, наряду с идеализированными, парадными изображениями парижской знати и буржуазии ("Заседание парижской ратуши в 1687", эскиз, Эрмитаж, СПб) встречаются интимные портреты, отмеченные топкостью индивидуальных характеристик ("Вольтер", около 1718, Музей Карнавале, Париж). Писал также натюрморты, исторические и религиозные композиции. Для зрелых произведений Ларжильера характерен активный, изысканный колорит.

 

 

Девушка с нотами

Пьер Рошфор с оригинала Жана-Батиста Сантерра

18 в.

Офорт. 21,7х17,9

 

Пьер Рошфор (Rochefort, 1675- ?). Французский гравер 2-й пол. 17-нач. 18 в.


Жан-Батист Сантерр (Santerre, 1651-1717). Французский живописец. Вначале учился у Франсуа Лемэра. Позже другой наставник, Булонь Старший посоветовал ему работать только с натуры. Сначала Сантерр занимался портретной живописью, но вскоре стал писать головы и поясные фигуры женщин. В 1704 Сантерр был избран в члены Парижской академии. Он работал очень медленно, а потому и число его картин крайне незначительно. Художник прекрасно знал анатомию и перспективу, рисовал с уверенностью, но его персонажи грешат манерностью. В сравнении с картинами рисунки Сантерра отличаются большими достоинствами. К сожалению, они встречаются весьма редко, так как художник, рисовавший преимущественно нагих женщин, и притом в очень рискованных позах, незадолго до смерти уничтожил большую часть таких этюдов в надежде спасти свою душу. Одна из лучших его картин – "Святая Тереза" – написана по заказу Людовика XIV, очень высоко ценившего талант Сантерра. Из других произведений этого художника известны "Сусанна в купальне" (1704, находится в Луврском музее в Париже), "Снятие с Креста" (в церкви в С.-Мало), "Адам и Ева", "Портрет молодой женщины" (Лувр), "Певица" (Руанский музей).

 

 

Портрет главнокомандующего Виктора Моро

Франсуа Боннвиль

Кон. 18 в.

Офорт. 28,2х18,1; 21х13,6 

 

Франсуа Боннвиль (Bonneville, 1750-после 1814). Французский гравёр, издатель, художник и рисовальщик. Работал в Париже между 1791 и 1814 годами. В течение этого периода он часто переезжает внутри столицы, меняя адреса своих заведений: типографий, магазинов эстампов. В течение 20 лет Боннвиль создает серию портретов известных деятелей Революции (1796-1802), а также большое количество гравюр на аллегорическую тематику. В серии картин художник отразил эпизоды военной кампании Наполеона в Италии (1799-1800). 


Жан-Виктор Мари Моро (Jean-Victor Marie Moreau, 1763-1813). Выдающийся французский военачальник, дивизионный генерал Жан-Виктор Моро родился в Морле, в провинции Бретань на западе Франции. Его отец, адвокат Габриель Луи Моро, закончил свои дни в 1794 году на гильотине, что не помешало сыну на всю жизнь остаться убеждённым республиканцем. Моро с восторгом принял Великую французскую революцию. В 1794 году  получил чин дивизионного генерала и стал во главе 25-тысячного корпуса. Участвовал в кампании 1794 года, подчинившей Голландию Франции. В 1800 году Наполеон Бонапарт назначил Моро командующим Рейнской армией, которая вошла в Австрию. В Вене Моро заключил с эрцгерцогом Карлом Габсбургом перемирие, за которым последовал крайне выгодный для Франции Люневильский мир. Генерал Моро стал у себя на родине необычайно популярен – благодаря ему победно завершилась надоевшая французам десятилетняя война. Блестящие успехи Моро в кампании 1800 года не уступали в своём значении победам самого Бонапарта в Северной Италии. Наполеон так никогда и не смог простить генералу Моро его побед. Генерал ушел в отставку, купил замок недалеко от Парижа. В 1804 году Моро был вовлечен в процесс над заговорщиками против Наполеона, но был оправдан. Тюремное заключение было заменено на бессрочную ссылку за океан - в Соединённые Штаты Америки. В 1813 году русский император Александр I предложил Моро должность военного советника в штабе союзных армий. Моро согласился, так как окончательно уверился в том, что Наполеон ведёт Францию к гибели. В 1813 году 50-летний генерал вернулся в Европу. Знаменитое сражение под Дрезденом 15 (27) августа 1813 года стало последней битвой генерала Моро. В этом бою он был смертельно ранен шальным французским ядром. Этот выстрел стал для Моро роковым, генералу оторвало обе ноги выше колена. По распоряжению Александра I тело Жана Виктора Моро, одного из самых выдающихся генералов Первой французской республики, было подвергнуто бальзамированию в Праге, а затем отвезено в Санкт-Петербург. Похороны состоялись в присутствии двора, генералитета и всего дипломатического корпуса в крипте католической церкви святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Французского генерала хоронили с почестями русского фельдмаршала. Посмертно, уже после изгнания Наполеона, Людовик XVIII произвёл Ж.В. Моро в маршалы Франции. (Использованы материалы: Зотов А. В. Главный соперник Наполеона – великий генерал Моро, М., ВЕЧЕ, 2012).

 

 

Портрет Людовики Ульрики

Робер Гайяр с оригинала Латинвиля

Сер. 18 в.

Гравюра. 48,8х34,9; 41,7x30,2

 

Робер (Рене) Гайяр (Gaillard, 1722-1785). Французский гравер. 

Франсуа Адриен Латинвиль (Latinville, active 1741-1774). Французский художник и график.

Луиза Ульрика Прусская (1720, Берлин-16 июля 1782, замок Свартшё, Швеция) – прусская принцесса, младшая сестра Фридриха Великого. С 1751 года – королева Швеции. Луиза Ульрика Прусская родилась 24 июля 1720 года в семье короля Пруссии Фридриха Вильгельма I и его супруги Софии Доротеи Ганноверской. Она была пятой из шести дочерей прусского монарха. В отличие от других детей короля-солдата бойкая принцесса проявляла живой интерес к военному делу и заслужила этим любовь своего отца. 29 августа 1744 года в 24 года Луиза Ульрика по настоянию своего брата Фридриха II вышла замуж за шведского кронпринца Адольфа Фредрика из Гольштейн-Готторпской династии, впоследствии избранного королём Швеции в 1751 году. Двор в Дроттнингхольме при умной и образованной королеве прославился своим блеском и французской изысканностью.

 

 

Портрет юноши

Антуан Ватто

Нач. 18 в.

Бумага, пастель, уголь, карандаш. 51,5х39

 

Жан -Антуан Ватто (Watteau, 1684, Валансьенн- 1721, Ножан-сюр-Марн). Французский живописец и рисовальщик. Сын кровельщика. Около 1702 года приехал в Париж, в юности работал как копиист. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном способствовало развитию интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В Люксембургском дворце Ватто изучал картины Рубенса. В 1717 году Ватто получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). В 1719-1720 годах посетил Англию. Творческие устремления Ватто положили начало новому этапу в развитии французской живописи, графики и декоративного искусства. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов - театральные сцены и "галантные празднества". Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение; внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Ватто не датировал свои картины. Поэтическое очарование отличает и рисунки Ватто, выполненные обычно сангиной либо в три цвета (итальянский карандаш, сангина, мел) и свидетельствующие о его острой наблюдательности и глубоком изучении натуры. В рисунках запечатлены разнообразные типы французского общества, переданы тончайшие оттенки эмоций; лёгкие штрихи и волнистые линии воссоздают нюансы пластической формы, движение света, впечатление воздушной среды. (Ю. К. Золотов).

 

 

Маленький философ

Жан-Пьер Норблен-де-ла-Гурден

1778

Офорт. 9,8х8,8

 

Жан-Пьер Норблен де ла Гурден (Jean-Pierre Norblin de la Gourdaine, 1745-1830). Французский живописец, график и гравёр, один из основоположников польской жанровой живописи. C 1769 года обучался живописи в Дрездене под руководством баталиста Франческо Казановы (Francesco Giuseppe Casanova, 1727-1802), затем шлифовал мастерство в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1772 году был приглашён обучать рисованию детей князя Адама Чарторыжского (1734-1823) и в 1774 году перебрался в Польшу, где был назначен королевским придворным живописцем. Станислав-Август поручил ему написать картину: "Сборовская битва при Владиславе IV". Для князя Радзивилла Hорблен написал в его дворце плафон, изображающий колесницу Авроры, влекомую семью конями. Основал в Варшаве Художественную школу. Создал значительное количество жанровых картин, портретов, батальных эпизодов, а также серию эскизов польских национальных костюмов. В особенности он известен своими аквафортными гравюрами, в числе 94-х листов, явившимися в свет уже после его смерти. Наиболее важный период в творчестве художника приходится на времена Конституции 3 мая 1791 года и восстания генерала Т. Костюшко, когда он был официально нанят в качестве иллюстратора событий – отобразил момент принятия Конституции, восстание в Варшаве, казнь членов Тарговицкой конфедерации на Рыночной площади, резню в Праге и битву при Рацлавицах. Среди его учеников следует отметить Александра Орловского (1777-1832), Михала Плоньского (1778-1812) и Йонаса Рустемаса (1762-1835). В 1804 году возвратился во Францию и поселился в Париже , где писал сцены из наполеоновских войн и уличной жизни столицы. Умер 23 февраля 1830 года в Париже в возрасте 84 лет. 

 

 

Гетман Иван Степанович Мазепа

Жан-Пьер Норблен-де-ла-Гурден

Кон. 18 в.

Офорт. 10х9,4

 

Жан-Пьер Норблен де ла Гурден (Jean-Pierre Norblin de la Gourdaine, 1745-1830) – французский живописец, график и гравёр. Создал значительное количество жанровых картин, портретов, батальных эпизодов. Живописец Норблен, бургундец по рождению, приехал в Польшу в 1770 поселился в Варшаве и стал писать картины для короля и польских магнатов. Срисовывал он при этом и разные польские костюмы. Вместе с тем Норблен был выдающимся гравером. К числу его гравюр принадлежит и портрет гетмана Мазепы.

Иван Степанович Мазепа, также Мазепа-Колединский (1639-1709). Государственный и политический деятель, участник Северной войны. С 1687 года гетман Войска Запорожского левого берега Днепра, а с 1704 года, после объединения Левобережной и Правобережной Украины–Войска Запорожского обеих сторон Днепра. Кавалер ордена Андрея Первозванного с 1700 года. Длительное время был одним из ближайших сподвижников русского царя ПетраI и много сделал для экономического подъёма Левобережной Украины. За воинские заслуги королём Речи Посполитой Августом Сильным награждён польским орденом Белого Орла. В 1708 тайно перешёл на сторону противника Российского государства в Северной войне шведского короля Карла XII почти за год до его разгрома русской армией. За измену присяге предан гражданской казни с лишением титулов и наград, которые он получил от царя. В 1709 году Петр I приказал изготовить в единственном экземпляре Орден Иуды, которым наградили Мазепу за предательство русского царя. Русская православная церковь предала Ивана Мазепу анафеме. После поражения Карла XII под Полтавой в 1709 бежал в Османскую империю и умер в городе Бендеры.

Гравюра Норблена изображает Мазепу в особом виде: в шапке с перьями, без усов и с бородою, раздвоившеюся на два длинные клина. Гравюрный портрет был сделан  приблизительно в конце XVIII в., когда Норблен вернулся из Польши во Францию. Копия норбленовской гравюры в первый раз была издана в первой книге Ateneumа Крашевскаго за 1842 г., как иллюстрация к небольшой статье о Мазепе польского ученого А. Пшездецкого (25–41). Этот портрет гравирован в конце XVIII в., в Польше, где Норблен мог найти настоящий портрет Мазепы. Очень вероятно, что оригиналом для Норблена служил один из сохраненных у поляков портретов Мазепы. Интересно бы найти этот портрет для проверки гравюры Норблена. Быть можетъ Ф. М. Уманецъ и прав, говоря, что в такого старика могла влюбиться Кочубеевна...(.А. Лазаревский. Заметки о портретахъ Мазепы // Кіевская старина. 1899. №3. С. 456, 461-462).

 

 

Мужской портрет

Жан-Пьер Норблен-де-ла-Гурден

1784

Офорт. 7х5,2

 

Жан-Пьер Норблен де ла Гурден (Jean-Pierre Norblin de la Gourdaine, 1745-1830) – французский живописец и гравёр, один из основоположников польской жанровой живописи. Родился 15 июля 1745 года в Миси (Misy-sur-Yonne, Бургундия). С 1769 года обучался живописи в Дрездене под руководством баталиста Франческо Казановы (Francesco Giuseppe Casanova, 1727-1802), затем в Королевской Академии живописи и скульптуры. В 1772 году был приглашён обучать рисованию детей князя Адама Чарторыжского 1734-1823) и в 1774 году перебрался в Польшу, где был назначен королевским придворным живописцем и основал в Варшаве Художественную школу. Создал значительное количество жанровых сцен, портретов, батальных эпизодов, а также серию эскизов польских национальных костюмов.