dir@smolmuseum.ru

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

"Нормандия - Неман" в Белорусской наступательной операции "Багратион". Аэродром в Дубровке

25 мая 1944 года отдельный истребительный авиационный полк «Нормандия» перебросили в Руднянский район Смоленской области. Здесь, у деревни Дубровки, для полка был подготовлен оперативный аэродром. В составе полка в это время был 61 лётчик и 55 самолётов. 28 мая  в сторону оккупированного Витебска отправились в полёт  Марсель Лефевр  и его ведомый Франсуа де Жоффр. Через 30 минут истребитель Лефевра понёсся в направлении своего аэродрома. «Де Жоффр, иду на посадку…я весь в бензине…» - услышал ведомый в наушниках шлемофона голос командира. Лейтенант мог бы покинуть повреждённый самолёт, воспользовавшись парашютом, но он хотел спасти машину. Задыхаясь от паров бензина, лётчик произвёл посадку на аэродроме. В тот момент, когда он открыл фонарь кабины, оттуда вырвалось пламя. Лефевр сумел выбраться из кабины, одежда его пылала. Лефевра на самолёте отправили в Москву, но ожоги были слишком сильными. Через несколько дней он умер. Посмертно Марселю Лефевру было присвоено звание Героя Советского Союза.

В июньские дни 1944 года советские войска начали наступление в Белоруссии. Через неполные три недели военные действия уже перекинулись в Литву. Туда и передислоцировался авиаполк «Нормандия». Лётчики, чтобы быстрее начать боевые действия, перевозили своих техников в хвостовых отсеках. 14 июля с аэродрома в Дубровке начали взлетать самолёты и брать курс на запад. Неожиданно на аэродром вернулась машина Мориса де Сейна. Бензобак самолёта был повреждён, вдоль его фюзеляжа вился белый шлейф. От имени французского и советского командования де Сейну подавались приказы  набрать высоту и выброситься с парашютом. Но в хвостовом отсеке находился механик сержант Владимир Белозуб. Лётчик пытался вслепую посадить машину. Так они и погибли – французский дворянин и советский рабочий, которых скрепляла большая фронтовая дружба и ненависть к врагу. Дальнейший путь французского авиаполка  пролегал через  Литву  и Восточную Пруссию.

Французские летчики на аэродроме в деревне Дубровка Руднянского района Смоленской области.  Лето 1944 года.

 

Фото (слева-направо):

  1. Вилла «Моя мечта» - так шутливо называли избы, в которых жили французские лётчики. Деревня Дубровка Руднянского района Смоленской области. 1944 год.
  2. В перерыве между полётами. Французские лётчики в деревне Дубровка Руднянского района. 1944 год.

  

Фото (слева-направо):

  1. Снятие камуфляжа с самолетов при взлете. Аэродром в Дубровке. 1944 год.
  2. Шарль Монье и его помощник – механик. Дубровка, июнь 1944 года.

  

Фото (слева-направо):

  1. Экипаж командира эскадрильи М,Лефевра (слева – техник лейтенант Тарасов, справа – старший сержант Колупаев)
  2. Лётчик полка  «Нормандия Неман», капитан Морис де Сейн. В июле 1944 года при перелёте с аэродрома Дубровка Руднянского района Смоленской области его самолёт неожиданно заполнили пары бензина. При попытке посадить самолёт и спасти друга механика В.Л. Белозуба, находящегося в одном из отсеков фюзеляжа,  его самолёт взорвался. Лётчик и механик погибли. Морис де Сейн пожертвовал собой, но не бросил друга. Снимок 1943 года.
  3. Механик самолёта капитана Мориса де Сейна старшина В.Л. Белозуб, уроженец Днепропетровской области. За годы боевой службы в полку французский лётчик и советский механик подружились. Морис де Сейн один из первых предложил наградить механиков за самоотверженную работу, ведь от них зависела жизнь лётчиков и успешные боевые вылеты. Снимок 1943 года.