smolenskmuseum@gmail.com

214000, г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4

 

«Я девчонка распрекрасна: в косе ленточка атласна!»

(Народные девичьи головные уборы Смоленщины).

                                                                              «Я девчонка распрекрасна:

                                                                                В косе ленточка атласна,

                                                                                Сарафанчик голубой-

                                                                                Поцелуемся с тобой!»

Девичьих головных уборов в коллекции Смоленского музея-заповедника хранится немного. Ещё автор книги «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки», вышедшей в свет в 1927г.,   Н.И. Лебедева отмечала: «Головные уборы девушки сохранились слабее. Главная причина этого та, что молодое поколение легче теряет старые традиции. Исчезли  и от того, что заключали в себе менее символики».

Главным, что объединяет все девичьи головные  уборы – они, окаймляя лоб,   оставляли макушку открытой и могли быть в виде украшенного обруча, в виде полотенца  или платка.

Не только коса – «девичья краса» была основной причёской девушек. Древнейшей у  восточных славян  можно назвать распущенные волосы. Эта старинная традиция сохранялась уже в обрядовые моменты: девушек венчали и  хоронили  с незаплетёнными  волосами.  Распускали волосы девушки и даже женщины  - участницы некоторых аграрных обрядов, например, при «опахивании». Таким образом, подобные головные уборы как бы сдерживали волосы, т.е были неразрывно связаны с девичьей причёской.

Основной, обычной причёской девушки в 19 – начале 20 веков становится  коса, заплетённая в 3, 4 и 5 прядей волос, «рядком». Невеста в песне Смоленского уезда описывается так:

 

«Пригожей Дунички у роду нету!

Немножко надо прибору:

Саян да шуба до долу,

Русыя коса до пояса, -

Тем наша Дуничка хараша!»

 

 Появились и  украшения, специально созданные для этой причёски, которые вплетались в концы косы.

«КоснИк» - праздничный головной убор. Он мог быть плотным треугольником из кожи или бересты, обшитым  шёлком и расшитым   жемчугом, бусами, и другими мелкими украшениями. В южных уездах Смоленщины он  мог  быть в виде «кистки» длиной до 10 см из бисера.

Разновидностью для будничного костюма была «нанка» - «кусок синей нанки (прочной хлопчатобумажной ткани) треугольной формы, украшенный  бисером (шириной 7 см) и дл 60 см, перегнутый по утку вокруг тонкой палочки, длиной 7 см и подшитой к ней; над палочкой пришит жгутик из холста высотой 4 см, обмотанный цветной шлёнкой (покупной шерстью), к жгутику сверху пришито медное колечко».   ( Н.И.Лебедева)

Чаще всего в косу вплеталась  яркая лента с распущенными концами до подола сарафана. Именно девичья лента – пожалуй, самая главная героиня смоленских обрядов и песенного фольклора.

«На Смоленщине был повсеместно распространён обычай вплетать в косу девушки «красоту», красную или розовую ленточку, - знак того, что девушка признавалась взрослой  и что ей давалась «девья жизнь» и «воля». По нашим расспросным сведениям, «красоту» вплетала крёстная или мать в присутствии близких родственников. Её девушка носила до замужества. Однако в определении самого возраста, когда девушка наделялась «красотой», не было чётких представлений. В одних деревнях девушка становилась её обладательницей в 16-17 лет (Краснинский р-н, п.Гусино), в других – в 14-15 (Велижский р-н, д. Печенки ; Сычёвский р-н,  д.Савики) и даже в 12 лет (Починковский р-н, д. Клемятино ; Рославльский р-н)» (Кошелев Я.Р. Народное творчество Смоленщины).

 

«- А весна – весна,

Что ты принесла?

- Девкам лент ворох,

Мальцам – мешок блох!» (Смоленская  веснянка),

 

«…Косыньку плету, плету,

Ленту вплетаю.

Эй! Ленту вплетаю.

А другую такую

На головку кладу.

Эй! На головку кладу…

…Одну, разноцветную,

Отец подарил.

Эй! Отец подарил.

А другую такую

Милый друг дарил.

Эй! Милый друг дарил.» (Лирическая песня  Руднянского   района).

 

Накануне свадьбы перед баней во многих деревнях Смоленщины проводился обряд  расплетания косы невесты. Выплетенные из косы ленты  раздавались подругам, чтобы и они  в скором времени  могли выйти замуж. Невеста при этом причитала:

 

«И как у тебя, подруженька,

Поднимаются руки белые

Расплетать мою косу русую

По едину русу волосу?...»

(Сафоновский район).

 

Когда невеста возвращалась из бани, подружки заплетали ей две косы, в каждую вплетали ленточки и соединяли вместе. Считалось, что  чем больше в косу будет вплетено лент, тем больше будет у невесты детей.

«Лентой» назывался и старинный головной убор в виде полосы парчовой или вышитой золотой нитью ткани.

Могла «лента» выглядеть и как обруч из берёзовой коры, обшитый позументом, жемчугом. В этом праздничном головном уборе ходили в церковь, на девичник,  венчались.

 

С прекрасными образцами девичьих головных уборов  можно познакомиться  в музее «Смоленский лён». Огромную ценность имеют и представленные далее фотографии М.И. Погодина.

 

Безусловно, старинной формой головного убора является полотенце – «намётка». Намётка представляла собой  полотнище льняного холста (позднее могло быть и из хлопчатобумажной ткани) длиной до 150 см. На Смоленщине подобные головные уборы продолжали изготавливать  и носить даже    в 1920 – 1930 годы. На примере намётки из Духовщинского района Смоленской области мы видим, что её концы украшались ткаными  или вышитыми узорами, кружевом.

Полотенце складывалось в 4 ряда вдоль и повязывалось на лоб так, что концы, переплетаясь сзади, укладывались украшенными частями  наперёд и на плечи. На фотографии – Мавра Тямкина (д. Сикарево, Мархоткинской волости, Ельнинского  уезд. 1928г.)

На Смоленщине часто встречаются головные уборы, украшенные бисером, бусинами. Мелкими стеклянными бусами  расшиты налобные повязки – «начельники» из д. Деревенщики Дорогобужского района. Первый начельник выполнен из фабричной хлопчатобумажной ткани, второй – из покупной шерстяной.

Украшение девичьих головных уборов птичьими перьями является очень древним. «Павлины» - покупные павлиньи перья, надевались пучком спереди. Представленная ниже девичья повязка из д. Наречино Смоленского района украшена дополнительно вышивкой в налобной части  и шариками из разноцветных шерстяных нитей на концах.

 

В 19 – н.20 вв.  венки из живых или искусственных цветов девушки надевали на все большие праздники: на Троицу, в день св. Николы Вешнего, в венках водили хороводы.

Долгое время венок сохранялся как свадебный головной убор невесты и девушек – подружек невесты. Часто такой венок был общим и его брали девушки в день свадьбы. Утром первого свадебного дня совершался обряд расчесывания волос невесты – с расплетённой косой, с венком на голове она ехала под венец

Цветы, изготовленные из бумаги или прокрахмаленной ткани, прикреплялись к берестяному или картонному ободку на тонких проволочках. Сзади часто крепились  длинные разноцветные ленты.

На фотографии - И.Ф. Буданова (деревня Коровники близ Болдина монастыря).

К сожалению, представленный ниже свадебный деревенский венок , выполненный в конце 19 – начале 20 в.в., потерял свою былую красоту… Но мы можем представить, как к ободку, украшенному яркой лентой – позументом, неизвестная мастерица пришивала разноцветные бумажные цветы и украшала его яркими пёрышками.

Делали свадебные венки и из восковых цветов белого цвета. В дополнение можно привести слова жительницы Краснинского района: «…Делали венок из воска. Вначале были широкие венки, затем стали узкие. Сзади к венку пришивалось до пятнадцати лент разных цветов…..В девках носили ленты на голове, замужние – чепец, а после революции носили платки».

Фабричный платок очень быстро  вытеснил старинные девичьи головные уборы. На нашей территории он стал «заместителем» полотенца, хотя сам по себе для южных и западных славян являлся очень древней формой.

Девушки могли носить  платок «пластиком», когда он складывался углом и накручивался на  полосу  бумаги («грамотку»).

 На фотографии М. Погодина мы видим головной убор «блестень», который надевали на девичник ( деревня. Сенное, Ельнинский уезд, 1912 г.),  повязанный поверх платка.

Обычно же платок в будни и праздники просто складывался вдвое и завязывался под подбородком. Этнограф Д.К.Зеленин считал, что этот способ ношения проник к русским из Германии через Польшу. 

На фотографии - девицы из деревни Пашки Гнездиловской волости Ельнинского уезда.

Платок – это и желанный подарок, и способ проявить чувства. Девушка повязывала им гармошку ухажёра, вышивала с любовью в уголках маленького платочка имя и фамилию своего суженого.

Жительница города  Ельни В.И. Конайкова в 2003 году вспоминала: «Кинешь платочек  в круг танцующих, и если не жених поймал, а кто-то ещё, значит на следующие танцы готовь ещё один. А время для этого было только зимой».

А сколько песен, частушек и страданий посвящено платку!

«Подари, милой, платок,

На котором есть цветок;
Теперь мода на платки:

Во всю голову цветки». (Частушка Смоленской области)

На фотографии - девица из  деревни Ключи Ельнинского  уезда. 1912 г.

Окончательное расставанье с девичьими головными уборами происходило после венчания или после первой брачной ночи, молодухе надевали женский убор «повойник», почти полностью закрывавший волосы.

Н.В. Журкова

(ведущий научный сотрудник Этнографического отдела)