Данная виртуальная выставка представляет работы, находящиеся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника. Формирование собрания произведений русского авангарда началось с первых послереволюционных лет. Впервые было представлено публике 1 мая 1920 года, в день открытия Смоленской художественной галереи. Только в 1920 году из отдела ИЗО Наркомпроса поступила коллекция, включающая в себя произведения художников, входивших в группу «Бубновый валет» - 52 произведения, несколько работ поступили из Петербургского музейного фонда. Позднее часть произведений была передана в Сычевский, Дорогобужский, Ельнинский музеи; к сожалению, судьба ряда переданных произведений неизвестна. Источниками поступлений собрания авангарда являлись передача из Наркомпроса, покупки непосредственно у авторов, передача в дар учениками и родственниками художников, так же в середине 60-х собрание пополнилось произведениями художников - земляков и работавших в Смоленске в 20-х-30-х годах: Козьмина, Цапенко, Гуревича, Стефанского. Вместе с коллекцией М. Гуревича в 1967 году от Е.Л. Бочковской (как работа Гуревича) поступило полотно А. Щипицина «На улице» («Два мопса»). В этом же году из Министерства культуры СССР поступила картина В. Рождественского «Азия. Женщина в парандже». В 1968 году Лодзинское воеводство передает в дар музею работу В. Стржеминского, бывшего правой рукой К. Малевича в смоленском филиале Уновиса. Русский авангард - широкое, разнородное и противоречивое направление, развивавшееся в России с 1907 по 1932 годы и включавшее в себя множество течений и теорий абстрактного, нефигуративного и беспредметного искусства, в это время появляются новые творческие объединения, противопоставившие себя всем существующим на тот момент. Возникновение авангарда – свидетельство ломки общественного сознания, низвержения авторитетов, крушения идей и идеалов. Авангард взял на себя совершенно новую функцию — не отражать, а создавать новую действительность. Она может быть навеяна окружающим миром, но это другая действительность — духовная, воображаемая, коренным образом перестроившая закон художественной формы, в 1907 году появляется объединение художников «Голубая роза»: само словосочетание указывало на некую парадоксальность и символистские устремления художников. Выставка «Бубновый валет» 1910 года положила начало другому направлению в русском искусстве. Роберта Фалька, Аристарха Лентулова, Петра Кончаловского, Илью Машкова, Александра Куприна, Василия Рождественского не устраивала вся отечественная живописная система. Не удовлетворяясь созданием изысканных «очагов» красоты и тайны, они ввели в свои образы грубую материю жизни, «поэтику улицы», хаотическую ритмику современного города. «Бубнововалетцы» восприняли опыт Поля Сезанна, фовистов, черты кубизма, но по по-своему перетолковали их достижения. Триумф русского авангарда немыслим без участия женщин. Широкий диапазон их эстетических идей представлен двумя оригинальными, исключительно талантливыми работами, отразившими некоторые черты стилистической истории русского авангарда – от примитивов Натальи Гончаровой до живописных конструкций Любови Поповой. Послереволюционный авангард, представленный работами Чеслава Стефанского, Михаила Гуревича, Александра Булычева, Михаила Козьмина, пытался построить новые взаимоотношения государства с современным искусством в разных областях — в художественном образовании, музейном и выставочном деле. Сразу после революции художники-авангардисты пришли на государственную службу. За короткий срок - с 1918 по 1921 год — было сделано колоссально много во всех сферах художественной жизни. Это был яркий и недолгий исторический период, возникший на почве не разрушения, а созидания. Однако возникший союз с самого начала был достаточно хрупким, поскольку преследуемые сторонами цели и способы их достижения заметно различались, вследствие чего тенденция к чистым эстетическим формам в авангарде стала постепенно ослабевать, а прагматическая и утилитарная - усиливаться. К началу 1921 года как особое течение сложился конструктивизм, в котором успешно работали Антуан Певзнер и наш земляк Лазарь Лисицкий. Незаурядная коллекция русского авангарда Смоленского государственного музея-заповедника демонстрирует разнообразие творческих исканий выдающихся русских художников революционных и первых послереволюционных лет. Авангард весь устремлен в будущее, его принципы базируются на вере в безграничную способность человека переделать не только искусство и общество, но и всю Вселенную. Ради этого авангард готов был пожертвовать собой, раствориться в будущем мировом единстве, в котором произойдет синтез всех искусств и их слияние с жизнью. |