- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
- Авангард
- Дейнека А.А.
Дейнека А.А.
Дейнека Александр Александрович (1899-1969) Уникальная фигура русской художественной культуры ХХ столетия, активный участник ее драматических коллизий, Дейнека родился в Курске в семье железнодорожника. Уже в детстве появляется два непохожих интереса: живопись и техника. Он учится в Курском железнодорожном училище и одновременно посещает небольшую студию. Получает художественное образование в Харьковском художественном училище. Октябрьские события определяют судьбу живописца – ему предстоит стать певцом революции и новой жизни. После службы в Красной Армии в 1919-1920 годах, Дейнека продолжает художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей. | |||
В творчестве художника прослеживается несколько стилистически совершенно разных периодов: 1920-е – с графичной и сдержанной по колориту живописью; 1930-е – с героизированными, романтико-утопическими по тону темами спорта и динамичными мотивами авиации; 1940-е – с культом героической смерти, проявленным с новой силой в образах Великой Отечественной войны; 1950-е-60-е – с победным, экспрессивным звучанием полотен. Мужественная энергия его работ воспринималась как вызов «лакировочному» искусству и стала своего рода предтечей «сурового стиля». | |||
Филадельфия. 1930-е гг. | Подмосковные дачки. 1959 г. | ||
В экспозиции Художественной галереи представлено два произведения Александра Дейнеки: «Филадельфия», подаренная музею в 1985 году Ольгой Вороновой и Александром Кулешовым, и «Подмосковные дачки», переданная в 1964 Министерством культуры РСФСР. Работы создавались в разные периоды жизни художника. В 1935 году, когда страна все больше отгораживалась от мира, художнику удалось посетить Западную Европу и США. С каким настроением Дейнека выехал из России, получив возможность глубоко вдохнуть в совершенно иной атмосфере и свободно оглянуться по сторонам, можно только догадываться. Его «Филадельфия» - маленькое окно в незнакомый мир. В «Подмосковных дачках», написанных в 1957 году, Дейнека, сохраняя уровень своего мастерства, отмеченного мощной энергией, возвращается к старым, проверенным жанрам. Мирные будни советского человека – в их числе. Этот звонкий летний пейзаж наполнен безмятежностью и радостью бытия. |