Выставка «Город С. Возвращение» в Художественной галерее

Выставка «Город С. Возвращение» в Художественной галерее

21 мая в рамках акции «Ночь музеев» состоялось открытие выставки к 100-летию со дня рождения выдающегося смоленского художника Владимира Иосифовича Ружо. Ружо внес большой вклад в изобразительное искусство Смоленщины, создал огромное количество живописных и графических образов родного города. На выставке зрители увидят Смоленск 1950-60-х годов: исторические здания и новые стройки, послевоенный возродившийся город и людей, живущих в нем.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73

21 мая в рамках акции «Ночь музеев» состоялось открытие выставки к 100-летию со дня рождения выдающегося смоленского художника Владимира Иосифовича Ружо. Ружо внес большой вклад в изобразительное искусство Смоленщины, создал огромное количество живописных и графических образов родного города. На выставке зрители увидят Смоленск 1950-60-х годов: исторические здания и новые стройки, послевоенный возродившийся город и людей, живущих в нем. Произведения Ружо несут в себе неповторимую атмосферу времени и интересны не только с точки зрения их неоспоримых художественных достоинств, но и в историческом плане. Экспозиция объединяет графические и живописные произведения из фондов Смоленского государственного музея-заповедника, а также работы, предоставленные семьей художника.

Владимир Ружо родился в Смоленске 1 июля 1922 года. До тринадцати лет жил в детском доме, затем поступил в ученики повара смоленского вокзала. Главным увлечением детства и юности Владимира было рисование. После работы на кухне он приходил заниматься в изостудию Дворца пионеров. Первым его учителем стал смоленский художник, выдающийся педагог Федор Федорович Лабренц. Ружо активно занимался, выполнял рисунки для газеты «Юный пионер», уже в марте 1941 года стал членом Смоленского отделения «Всекохужник». Второе увлечение молодого Владимира Ружо – авиация, он учился в смоленском аэроклубе. Война меняет жизненные планы Ружо, с самого ее начала – он на фронте. Поступил в Борисоглебское высшее авиационное училище летчиков (Воронежская область), прошел всю войну. В 1947 году, демобилизовавшись, Ружо вернулся в родной Смоленск. Боевой летчик выбирает изобразительное искусство, и с этого времени начинается его становление как мастера. Он вступает в Смоленское Товарищество художников, занимается самообразованием, учится у товарищей по искусству, в группах домов творчества Художественного фонда, пишет этюды с натуры, экспериментирует с разными техническими приемами. В 1948 году он впервые участвует в областной выставке. В 1958 году Ружо был принят в члены Союза художников. Сотрудничает с газетами «Рабочий путь», «Смена», исполняет плакаты, открытки, работает над диафильмами, участвует в оформлении постановок областного кукольного театра. Большая страница творчества 1950-60-х годов – книжная графика. В Смоленском книжном издательстве им оформлены десятки книг, в том числе произведения Николая Рыленкова.

По своей сущности художник Владимир Ружо – пейзажист. Он любил свой город, он взволнованно рисовал образы возрожденного из руин и пепла Смоленска, создавал лирические пейзажи смоленской природы. Ружо в полной мере можно назвать летописцем и певцом нашего города. Глядя на Смоленск с любовью, неустанно восхищаясь им, он открывает увиденную красоту зрителю. В 1960-70-е годы В.И. Ружо в числе ведущих российских графиков. Он одним из первых смоленских художников обращается к офорту, и именно в нем полнее и ярче всего проявилось дарование Ружо. С этой трудной, но обладающей неисчерпаемыми возможностями техникой связаны его лучшие произведения. Начав с офортов-миниатюр, он в 1960-х годов создает великолепную серию крупноформатных офортов «По Смоленску». Замершие памятники старины, где, кажется, остановилось время, и рядом – силуэты новых домов, телевизионная вышка, стальные конструкции новостроек, стремительный бег грузовиков с веселыми людьми, бесшумно скользящий по асфальту автобус, пестрое многолюдье площадей. Городским пейзажам Ружо чужда статичность. Полные движения, динамизма, экспрессии, они смело, широко, в разных тональностях и ракурсах передают учащенное биение пульса вечно юного города, современные ритмы его кипучей жизни.

Параллельно с офортами художник работает в области живописи, здесь также основной темой остается Смоленск. Одна из самых удачных и запоминающихся работ Владимира Ружо – «Панорама Смоленска». Томно плывут по небу облака, город погружен в полуденное марево июльского солнца, а через серебристую гамму красок величественно вырисовывается Смоленск. Удачная композиция была повторена художником в разные годы. Один из вариантов хранится в коллекции Смоленского музея-заповедника, другой – в семье художника.

Владимир Иосифович показывал свои работы на групповых выставках различного ранга и провел пять своих персональных выставок (1959, 1965, 1968, 1972, 1982 гг.). В 1979 году награжден дипломом Союза художников РСФСР «За творческие успехи в развитии советского изобразительного искусства». Тяжелая болезнь с 1975 года фактически остановила творческий процесс талантливого смоленского художника Владимира Иосифовича Ружо. Он ушел из жизни в мае 1998 года.

Достоинство лучших работ Ружо о Смоленске заключается в том, что за внешним обликом мы ощущаем самый дух города-воина, города-строителя, чувствуем неповторимую суровую прелесть его истории и будней послевоенного времени. Приглашаем вернуться в Смоленск середины прошлого века и посмотреть на него глазами художника Ружо.

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы