Без Троицы дом не строится

Без Троицы дом не строится

«Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом» - говорят в народе. По летнему ярко и жарко светит солнышко, зеленеют молодые листочки, после весеннего беспогодья прибавляется сил у человека.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
02.06.2023

«Троица тремя праздниками богата – цветами, травами и румяным летом» - говорят в народе. По летнему ярко и жарко светит солнышко, зеленеют молодые листочки, после весеннего беспогодья прибавляется сил у человека.

foto-1

Вот в это-то время, время света и радости, время, когда еще нет изнуряющего летнего зноя и тяжелые сельскохозяйственные работы не истощили силы, наши предки заканчивали  одно из самых сакральных и важных дел – строительство дома. Ведь «Без Троицы дом не строится».  А «На Троицу каждая веточка – помощник и лекарь».

foto-2

Бытовало поверье, что сроки строительства непременно должны были захватить летний праздник Троицы. Ведь праздник Троицы, отмечаемый верующими на пятидесятый день после Пасхи, нередко располагался недалеко от дня летнего солнцестояния – 22 июня. А начинать строительство дома лучше всего было около 21 марта, притом в новолуние или уж во всяком случае при растущей луне. Вот и заканчивали постройку к 22 июня, когда солнце входит в полную силу и не успело ещё повернуть на осень. 

foto-3

К дому относились ,как к маленькой Вселенной. Именно от него зависело, насколько продолжительная будет жизнь домочадцев, насколько дружно, ладно и благополучно они будут жить, насколько будут здоровы. Именно поэтому дома так тщательно и обильно украшали резьбой и росписью. Они носили не только декоративный, но и преимущественно обереговый характер.

foto-4

В собрании Марии Клавдиевны Тенишевой, значительная часть которой экспонируется в музее «Русская старина», представлена богатая и разнообразная коллекция резных и расписных деталей оформления крестьянского дома XIX в.

foto-5

По  краю  фронтона  под  крышей  прикреплялись  резные  доски-причелины (от  слова  «чело» — лоб). Они прикрывали торцы слег крыши, выходившие на фасад, и подчеркивали двускатный характер кровли. Иногда их дополняли лобовые доски (или подкрылки). Они отделяли верхнюю часть фасада на уровне чердака и также украшавшейся орнаментальной резьбой, растительными мотивами или фигурными изображениями. Лобовые доски и причелины располагались так:

foto-6

В  начале  XIX  в.  в  Среднем  Поволжье  широкое распространение  получает  так  называемая  глухая,  или рельефная  (с  глухим,  непрорезанным фоном  и  высоким  рельефом  узора), резьба.  На  избы  она  перешла  с  волжских  судов,  и  поэтому  ее  называют еще  и  корабельной  резьбой. Такой интересный тип резьбы относится к виду плоскорельефных (т.к. она не высоко приподнимаются над доской), с подрезанным фоном (т.к. фон немного заглублен по отношению к изображению). Корабельная резьба весьма трудоемка, и к 20 в подобный декор исчез.

foto-7

В коллекции М.К. Тенишевой были и знаменитые «львы» и «фараонки». Изображения русалок – сирен, фараонок или берегинь – обрели особую популярность в отделке поволжского народного жилища середины XIX века. Название «фараонок» было усвоено по народному поверью, согласно которому войско египетского фараона, преследовавшее израильтян во время их перехода через расступившееся море, утонуло и превратилось в фантастических существ с рыбьими хвостами вместо ног.

foto-8

Этот мотив встречается во множестве вариантов в декоре фризов и наличников окон. Берегини-фараонки - олицетворение добрых сил, противостоящих упырям, навиям и прочей нечисти. Фараонки связаны одновременно с водой и землёй, потому в руках часто держат сочные растения. Да и характер, выраженный в их резных «лицах», разный: и настороженные, и удивленные, и хитрые, и жизнерадостные.

foto-9

Этот мотив встречается во множестве вариантов в декоре фризов и наличников окон. Берегини-фараонки - олицетворение добрых сил, противостоящих упырям, навиям и прочей нечисти. Фараонки связаны одновременно с водой и землёй, потому в руках часто держат сочные растения. Да и характер, выраженный в их резных «лицах», разный: и настороженные, и удивленные, и хитрые, и жизнерадостные.

foto-10

Некоторые архитектурные элементы в доме несли особую, очень важную функцию. Одним из таких элементов была дверь. Она не только удерживала в жилище тепло и не пускала в дом недоброжелателей. Дверь еще была сакральной границей между своим и чужим, опасным-безопасным. Косяк двери должен был быть хорошо укреплен, дверь массивная, крепко сбитая и оформленная мощными обереговыми знаками и символами.

foto-11

Наша дверь была создана на русском Севере в XIX в в стилистике северодвинских росписей. Как и все росписи такого типа, она отличается яркими насыщенными цветами с преобладанием синих, красных и желтых цветов; небрежно-размашистой, свободной кистевой манерой письма; общим мажорным характером росписи. Композиционным ядром росписи двери является птица Сирин. Сирин был символом счастья, обещанием радости и благополучия.

foto-12

По мере благоустройства крестьянского жилища волоковые окна в первой половине XIX в начинают постепенно заменяться так называемыми красными. Они значительно больше по размеру, имели косяки, в которых укреплялась застеклённая рама, а снаружи обрамлялись наличниками со ставнями.

foto-13

Стекло в ту пору стоило дорого. Далеко не каждый крестьянин мог делать в своем жилище несколько красных окон. «Три красных окна, — пишет современник тех дней, наблюдавший быт одной из бедных деревень Нижегородской губернии, — считаются пышностью и роскошью; бережливый хозяин не позволит у себя прорубить их столько, он прорубает только одно в средине фаса избы, а по сторонам два маленьких, называемых волоковыми». В богатых приволжских деревнях красных окон было больше.

foto-14

В  середине  и  во  второй  половине XIX  в.  в  русских  деревянных  постройках,  как  сельских,  так  и  городских, большое  распространение  получила ажурная  пропильная  резьба. Рисунок в этом типе резьбы пропиливался с помощью  тонкой  пилки — лобзика насквозь по трафарету на гладкой доске. Края у оставшегося изображения мягко скругляли, сглаживали. Это называлось «заовалить». Несмотря на упрощение процесса резьбы, стоимость резных украшений иногда составляла четверть стоимости дома. Пик ее применения – начало-первая половина 20 в. Образцы такой резьбы – наличники вы можете увидеть в экспозиции нашего музея.

foto-15

А в завершении нашей миниэкскурсии хочется напомнить вам окончание той пословицы, с которой началось наше путешествие: «Без Троицы дом не строится, …без четырех углов изба не становится». Берегите свой дом!

foto-16

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы