Музейная жизнь
Тематическая экскурсия «Портрет семьи»: семейные портреты и семейные ценности
История развития темы семьи в изобразительном искусстве на протяжении многих веков отражала важнейшую нравственную идею: семья – надежная опора и поддержка человеку. «Прелесть домашней жизни – лучшее противоядие дурным нравам», – считал Жан Жак Руссо. Во время тематической экскурсии в Художественной галерее посетители увидят, как художники в разные эпохи изображали семью, узнают тайны старинных семейных портретов, познакомятся с бытом и обычаями семей разных столетий и стран.
1 июля 2021 года на 105-м году ушел из жизни (родился 23 июля 1916 года) Аба Моисеевич Хенкин, старейший сотрудник и первый директор Смоленского государственного музея-заповедника. Ветеран Великой Отечественной войны, участник освобождения Смоленщины, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Австрии. За заслуги перед Родиной награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, юбилейными наградами. Более 30 лет Аба Моисеевич отдал музейному делу Смоленщины. Сотрудники музея сохранят о нём светлую память.
В экспозиции Исторического музея в зале, посвящённом первой половине XVIII в., можно увидеть старинный шкаф-буфет.
Буфеты подобного типа появились в России в эпоху Петра I. Их форма была ориентирована на западноевропейские образцы, в первую очередь на голландскую мебель.
29 июня 1941 года вышла Директива Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей, в которой указывалась необходимость создания партизанских отрядов: «В занятых врагом районах создавать партизанские отряды и диверсионные группы для борьбы с частями вражеской армии..., создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников, преследовать и уничтожать их на каждом шагу, срывать все их мероприятия».
Художественная галерея продолжает проект «День рождения художника». Для него выбрана уже полюбившаяся форма – выставка одной картины. Цель этого проекта – познакомить зрителей с творчеством смоленских художников, наших современников, показать те работы, которые не вошли в постоянную экспозицию Художественной галереи, но, безусловно, заслуживают внимания и отдельного разговора.
В пятом выпуске рубрики «Мой музей. Интервью» мы предлагаем Вашему вниманию беседу с Татьяной Викторовной Столяровой, заведующей отделом археологии Смоленского музея-заповедника.
Археология - самая многочисленная коллекция нашего музея, включает почти половину музейного собрания - 240000 музейных предметов. Коллекция включает уникальные памятники культуры IX-XV веков из раскопок Гнездово, Тушемли, Смоленска и др.
Пётр Андреевич Спиридонов родился 25 июня 1876 года в с. Петропалово Гжатского уезда Смоленской губернии в семье священника. В 1900 году окончил естественное отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, после чего до ноября 1903 года служил в Смоленской казённой палате.
Андрей Игнатьевич Трухов родился 22 июня 1921 года в деревне Суборово Руднянского района Смоленской области. В 1932 году вместе с семьей переехал в Канский район Красноярского края, где после окончания семилетней школы трудился в совхозе.
История реставрации масляной живописи в Смоленском музее-заповеднике началась в 70-х годах XX века. Реставрируются картины XVII–XX веков различного размера, от больших полотен до миниатюр, имеющие повреждения самого различного характера. Реставрация картин сопровождается историко-искусствоведческими исследованиями, позволяющими уточнить школу и время создания, а в некоторых случаях и авторство картин.
Старопечатная книга «Апокрисис» – это антиуниатское полемическое сочинение, написанное Христофором Филалетом в конце XVI в. как ответ на усиление католической реакции в период Контрреформации. При объединении Польши и Литвы православным подданным обоих государств были обещаны определённые права. Но во время правления ревностного католика Сигизмунда III Вазы эти обещания были забыты.