«Пионеры супрематизма. От Москвы до Смоленска». Выставка в Художественной галерее

«Пионеры супрематизма. От Москвы до Смоленска». Выставка в Художественной галерее

Выставка посвящена малоизвестной странице отечественного искусства, объединившей достижения русского авангарда с народными промыслами.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
01.12.2022

Выставка посвящена малоизвестной странице отечественного искусства, объединившей достижения русского авангарда с народными промыслами. Подобный вид сотрудничества хорошо известен по деятельности мастерских в Абрамцево Московской области и Талашкино Смоленской области, где была налажена связь художников с мастерами народного искусства.

В 1915-17 гг. на средства мецената и художника Натальи Михайловны Давыдовой (20.09.1875 – 28.03.1933) на базе кустарной артели в селе Ве`рбовка мастерицами-вышивальщицами была создана уникальная коллекция декоративно-прикладных вещей по рисункам художников-супрематистов – Казимира Малевича, Ивана Пуни, Ксении Богуславской, Александры Экстер, Ольги Розановой, Любови Поповой, Надежды Удальцовой, Веры Пестель и др., которая считается утерянной.

Первые годы работы художественной мастерской в Ве`рбовке связаны с продолжением традиций крестьянской вышивки, коллекционированием старинных образцов и их изучением. Однако аутентичные материалы не копировали, а создавали на их основе новые художественные мотивы, применяя их к современным формам – шарфам, подушкам, поясам и т.п. В 1914 году к руководству артелью, в которой трудились около 30 вышивальщиц, Наталья Давыдова привлекла близкого друга, художника Александру Экстер. Это событие кардинально поменяло вектор творчества кустарной мастерской, превратив ее в уникальную лабораторию авангардного  искусства. Давыдова и Экстер  пригласили к работе над эскизами для вышивок профессиональных художников-новаторов: Казимира Малевича, Ивана Пуни, Георгия Якулова, Веру Пестель, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Надежду Удальцову. Живописные поиски беспредметности художников разных направлений, зарождение супрематизма удивительным образом оказались сопряжены с народным творчеством. Как результат: впервые авангардное абстрактное искусство предстает так значимо не в плоскости картин, а в виде вышитых изделий декоративно-прикладной сферы.

Подлинных работ артели Ве`рбовка почти не сохранилось. В настоящее время, спустя 100 лет, Творческим объединением AGORApro, волонтерами – художниками и мастерами из разных городов и стран воссоздано более 70 работ по сохранившимся эскизам и фотографиям 1915-1917 гг. Впервые широкой публике представлена коллекция вещей ранее известных только узким специалистам.

Также на выставке в отдельной витрине представлены подлинные графические работы 1910-х годов из фондов Смоленского государственного музея-заповедника. Их авторы – яркие фигуры русского авангарда. Творчество Любови Поповой и Александра Родченко было напрямую связано с супрематизмом, Василий Кандинский и Варвара Бубнова шли своим путем, но все они работали в направлении формальных поисков.

Город Смоленск в 1910-20-х годах был заметным пунктом на карте русского авангарда. Творческая жизнь после революции была насыщенной: продуктивно работало Смоленское общество художников, множество изостудий и школ графической грамоты, устаивались выставки, создавались новые проекты оформления города. Также это время создания и активного пополнения коллекций картинной галереи, которая открылась 1 мая 1920 года. Само ее открытие было тесно связано с идеями активно действовавшего в эти годы Музея живописной культуры при Отделе ИЗО Наркомпроса. Из Москвы в Смоленск были присланы десятки первоклассных работ представителей самых разных течений: от супрематизма до кубофутуризма.

Параллельно с формированием коллекции авангарда в Смоленске активно функционировал один из филиалов УНОВИСа – Витебского объединения Утвердителей нового искусства. Смоленский УНОВИС работал с апреля 1920 до конца 1921 года. Руководил им Владислав Стржеминский, сподвижник. В фондах Смоленского музея-заповедника хранится несколько подлинных работ Стржеминского этого периода, которые можно увидеть на выставке в витрине.

 

Выставка призывает всех помнить о достижениях культуры и о сохранении традиционного народного творчества.

 

Творческое объединение AGORApro

Куратор, художественный руководитель – Анна Толстикова

Руководитель проекта – Юлия Анищенко

PRменеджер проекта – Мария Каминская

 

Работа выставки продлится до 12 февраля 2023 года.

Художественная галерея, ул. Коммунистическая, 4

Тел.: (4812) 38-06-95, 38-74-41, 8-910-113-26-98

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы