УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ

УНИКАЛЬНЫЕ ЭКСПОНАТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
«Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости» представляет собой интересный образец провинциальной живописи 2-ой половины XVIII в. В основе композиции лежит чрезвычайно популярный в своё время портрет Петра I работы итальянского художника Якопо Амигони (1675–1752) «Царь Пётр I с богиней мудрости Минервой». Картина Амигони была написана после смерти Петра I в 1725 г. для русского посла в Лондоне Антиоха Кантемира.
ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
27.06.2022

«Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости» представляет собой интересный образец провинциальной живописи 2-ой половины XVIII в. В основе композиции лежит чрезвычайно популярный в своё время портрет Петра I работы итальянского художника Якопо Амигони (1675–1752) «Царь Пётр I с богиней мудрости Минервой». Картина Амигони была написана после смерти Петра I в 1725 г. для русского посла в Лондоне Антиоха Кантемира.

В 1730-е гг. с работы Амигони была сделана Т. Вагнером гравюра «Пётр I – победитель». Гравюра Вагнера и композиция смоленского портрета близки, но не идентичны. Поскольку провинциальный мастер плохо владел перспективой, а также неточно передавал анатомические особенности человека, многое в портрете Петра выглядит несколько наивно. Художник тщательно выписывал все мелкие детали, независимо от того, на каком расстоянии они расположены.

Рассматривать полотно чрезвычайно интересно, так как каждый элемент композиции является «говорящим». Так, Пётр I опирается правой ногой на пушку – символ его военных побед. Справа от фигуры царя – изображение двух барабанов, что также говорит о славных воинских делах. Слева – стопка книг, что, безусловно, отсылает зрителя к законодательной деятельности императора. За изображением Петропавловской крепости просматривается корабль – свидетельство неустанных трудов по строительству русского флота. Об этом же говорит и подзорная труба в руке Петра.

Оригинальным является цветовое решение картины. Провинциальный мастер в качестве образца имел чёрно-белую гравюру, поэтому в живописной работе придумывал те или иные цвета. Особенно характерен в этом отношении цвет офицерского шарфа на поясе Петра. Он напоминает скорее шёлковые слуцкие пояса, нежели трёхцветный реальный шарф.

Эта большая картина (1300х860 мм) происходит из собрания Смоленского городского историко-археологического музея С.П. Писарева.

 

Подписи к фотографиям:

1-portret-petra-i-na-fone

1. «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости».

Н.х. XVIII в. Россия.  Холст, масло

 

2-centralnyj-fragment-kar

2. Центральный фрагмент картины «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости».

Н.х. XVIII в. Россия.  Холст, масло

 

3-fragment-kartiny-portre

3. Фрагмент картины «Портрет Петра I на фоне Петропавловской крепости».

Н.х. XVIII в. Россия.  Холст, масло

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы