Выставка лицевого шитья XVI – XVII вв.

Выставка лицевого шитья XVI – XVII вв.

В музее «Русская старина» открылась выставка лицевого шитья XVI –  XVII вв.

Лицевое шитьё, которое иногда называют «живопись иглой» — это шитьё золотом и шёлком иконописных изображений. Эта техника пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства, и получила большое распространение – во многих княжеских и боярских дворцах, купеческих домах и женских монастырях были золотошвейные мастерские – «светлицы», где под руководством хозяйки дома работали до 50 мастериц. 

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
09.01.2024

В музее «Русская старина» открылась выставка лицевого шитья XVI –  XVII вв.

Лицевое шитьё, которое иногда называют «живопись иглой», — это шитьё золотом и шёлком иконописных изображений. Эта техника пришла на Русь из Византии вместе с принятием христианства и получила большое распространение. Во многих княжеских и боярских дворцах, купеческих домах и женских монастырях были золотошвейные мастерские – «светлицы», где под руководством хозяйки дома работали до 50 мастериц. Шить и вышивать должна была уметь каждая женщина на Руси, а шитьё церковных пелен считалось делом богоугодным. Известны мастерские Софьи Палеолог, Соломонии Сабуровой, Старицких, а также Строгановых, круг произведений которых настолько широк, что исследователи пишут о стиле строгановского шитья, характеризовавшемся безупречным мастерством исполнения, разнообразием швов, плоскостностью изображений и т.д.

Расцвет строгановского шитья приходится на 50-60- е гг. XVII в. и связан с вкладами Дмитрия Андреевича Строганова, жена которого, Анна Ивановна, и сама была искусной мастерицей. Отличительной чертой строгановского шитья этого периода становится обводка глаз изображаемых в вышивке святых тонкой темной полосой, а также стремление мастериц к имитации в шитье богатого металлического оклада. В строгановских мастерских вышивались изделия для украшения храма: пелены, завесы для царских врат, покровы на гробницы святых, хоругви. Изготавливались и предметы, которые использовались для богослужения – покровцы, воздухи, антиминсы. В создании вышитых тканей для церкви участвовало несколько человек. Работу начинал иконописец, который «знаменил» - рисовал узор на бумаге, а затем чернилами, белилами или мелом переносил его на ткань, иногда расписывал красками. Тексты на ткани писали мастера каллиграфического письма – «словописцы»; цветочные и травяные узоры – «травники». Затем к работе приступали вышивальщицы, причём каждая вышивала ту часть, в которой была искуснее – лики, одежда, травы. Вышивали на восточных или итальянских шёлковых тканях, цветными шёлковыми, золотными и серебряными нитями. Золотные и серебряные нити были волочёными (проволока вытягивалась до тонкости волоса) или прядёными, то есть навитыми на шёлковую нить. Шёлком вышивали гладью, так называемым «атласным швом». Золотая или серебряная нить накладывалась на ткань сверху параллельными вертикальными рядами и потом прикреплялась шёлковыми нитями. Личное (лики и руки) обычно шили шёлком, одежду и все остальное - шёлком или золотными и серебряными нитями.

Тонкостью и изяществом отличаются изделия, представленные на выставке - покровцы, воздухи, палица, крест с омофора, епитрахиль, – все они выполнены с большим мастерством. Как и другие произведения этого стиля, они имеют средник с изображением библейских и евангельских сюжетов, с изображением святых, на каймах - литургические и вкладные надписи. Все представленные литургические предметы созданы в Сольвычегодске в 1650-1660 гг. в мастерской Анны Строгановой.

Исследователь строгановского лицевого шитья А.В. Силкин, говоря о сохранившихся в различных музеях предметах этого стиля называет число 176,  семь из них сегодня  можно увидеть в нашем музее.

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы