Английская гравюра XVIII века Уильям Хогарт (William Hogarth)1697, Лондон – 1764, Лондон

Английская гравюра XVIII века Уильям Хогарт (William Hogarth)1697, Лондон – 1764, Лондон

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
02.03.2017

kabinet_angliyskaya_veb

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение.

Хогарт первым так активно ввел в действие топографию Лондона – многие сцены изображены на фоне лондонских улиц, площадей и переулков. Впервые в искусстве город стал не просто местом действия, а живым организмом, со своей меняющейся физиономией, характером, настроением. В искусстве XVIII века это вообще практически первый городской пейзаж.

А еще Хогарт был одним из первых английских теоретиков искусства. Он написал серьезный научный труд – трактат «Анализ красоты», в котором попытался разобраться в сложных вопросах искусства, полагая, что красота заключается в многообразии, что художник должен учиться у природы и как можно больше доверять самому себе.

Именно Хогарт возбудил интерес к гравюре в своей стране. История английской гравюры сравнительно молода. В то время как многие европейские страны на континенте к XVIII веку насчитывали многовековую художественную практику гравюры, Англия не знала ни одного выдающегося явления в этой области. В течение всего XVI и до первой половины XVII века в Лондоне и других городах Англии работало немало мастеров гравюры, но почти все они являлись иностранцами (немцами, голландцами...) и их нельзя отнести к создателям английского искусства. Интерес к гравюре был столь невелик в стране, что значительные чужеземные мастера гравюры, в отличие от живописцев, редко появлялись в то время на Британских островах. Все это в дальнейшем сказалось на специфике английской гравюры, на своеобразии путей, которыми она пошла. Вероятно, по той же причине английская гравюра пережила и свое рождение, и расцвет за короткий период, длившийся одно столетие.

Художественная жизнь Великобритании в XVIII веке была отмечена интенсивностью развития. В молодом буржуазном процветающем государстве с новой силой заговорили английские драматурги и писатели, поэты и публицисты. Отвечая растущему интересу английского общества, в Лондоне открываются многочисленные книжные издательства, сюда устремляются со всех концов страны как в обетованную землю все, мечтавшие прославить себя в науке, литературе, искусстве.

На рубеже XVII-XVIII веков английская графическая школа властно заявила о себе резцовыми гравюрами, офортами, листами, выполненными в технике меццо-тинто. Единственным крупным художником, работавшим офортом в Англии того времени, можно считать художественного самородка Уильяма Хогарта. Под влиянием Хогарта с середины XVIII века расширяется печатное дело, стимулируется развитие графического искусства. Офорт удачно подошел для воспроизведения самого популярного рисунка в Англии XVIII века – карикатуры, расцвет которой был вызван в первую очередь активизацией общественной жизни в стране, вступившей в эпоху промышленного переворота. Именно в Англии, начиная с Хогарта, карикатура получила настоящее право гражданства, стала очень внушительным видом общественной сатиры, и в то же время она постепенно получила определенно художественный характер. В целом же английская карикатура превратилась в Англии в нечто монументальное, ей посвящают силы толпы рисовальщиков. Их продукция не служила какой-либо партии и носила в большинстве случаев несколько анархический характер, но иногда она превращалась в оружие острой борьбы и сведение политических счетов.

Уже с первой половины XVIII века существенно расширился спрос на гравюру, обусловленный ростом просвещения внутри быстро развивающегося класса буржуазии и, как следствие, возросшими эстетическими потребностями большого количества британцев. И, если раньше тиражи гравюр заказывались и спонсировались, как правило, исключительно представителями аристократии (что нередко отражалось в посвящениях произведения меценату), то теперь многие граверы сами стали своими издателями и продавцами (как, например, Хогарт), а также занялись печатанием работ своих собратьев по цеху. Ко второй половине века число издателей и торговцев гравюрами еще более возросло.

В XVIII веке английские гравюры были широко известны и в России. Среди них листы Хогарта пользовались наибольшей популярностью. О Гогарте (так называли Хогарта в России) писали В.А. Жуковский,  Н.М.Языков,  В.Ф.Булгарин и другие.

Композиции Уильяма Хогарта неоднократно повторялись английскими и зарубежными граверами как при жизни автора (часто против его воли), так и после смерти. В собрании Смоленского музея-заповедника хранится коллекция из 99 гравюр, выполненных с оригиналов Хогарта английскими граверами XIX века. Источник поступления произведений в собрание неизвестен. Все листы «с Гогарта» проходят по Инвентарной книге Гравюрного кабинета Смоленской картинной галереи за 1922 год. Более ранних сведений о работах не сохранилось. Виртуальная выставка представляет 43 листа из этой коллекции.

 

Комментарий к гравюрам составлен по материалам:

Алексеев М.П. Уильям Хогарт и его «Анализ красоты». Вступительная статья // Хогарт У. Анализ красоты. –  Л., 1987

Герман М.Ю. Хогарт. – М.: Молодая гвардия, 1971

1_2_veb_-2 3_1_2_veb_-1 6_1_2_veb_-1 7_1_2_veb_-1
Отдельные листы

Серия  "Карьера шлюхи"

Серия "Карьера мота" Серия "Четыре времени суток"
8_1_2_veb 9_2_veb 13_2_veb_-1 17_1_2_veb_-1
Серия "Модный брак" Парные гравюры Анализ красоты Серия "Выборы в парламент"

20_1_2_veb

Серия "Времена"

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы