- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
Виртуальные выставки
Данная виртуальная выставка представляет работы, находящиеся в фондах Смоленского государственного музея-заповедника. Формирование собрания произведений русского авангарда началось с первых послереволюционных лет. Впервые было представлено публике 1 мая 1920 года, в день открытия Смоленской художественной галереи. Только в 1920 году из отдела ИЗО Наркомпроса поступила коллекция, включающая в себя произведения художников, входивших в группу «Бубновый валет» - 52 произведения, несколько работ поступили из Петербургского музейного фонда. Позднее часть произведений была передана в Сычевский, Дорогобужский, Ельнинский музеи; к сожалению, судьба ряда переданных произведений неизвестна. Источниками поступлений собрания авангарда являлись передача из Наркомпроса, покупки непосредственно у авторов, передача в дар учениками и родственниками художников, так же в середине 60-х собрание пополнилось произведениями художников - земляков и работавших в Смоленске в 20-х-30-х годах: Козьмина, Цапенко, Гуревича, Стефанского. Вместе с коллекцией М. Гуревича в 1967 году от Е.Л. Бочковской (как работа Гуревича) поступило полотно А. Щипицина «На улице» («Два мопса»). В этом же году из Министерства культуры СССР поступила картина В. Рождественского «Азия. Женщина в парандже». В 1968 году Лодзинское воеводство передает в дар музею работу В. Стржеминского, бывшего правой рукой К. Малевича в смоленском филиале Уновиса.
Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора.
В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги (имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань), обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо».
«Моя земля и люди»
Перед вами страницы из фотоальбома с комментариями великого скульптора – земляка С.Т. Коненкова. Здесь представлены фотографии посещений Сергеем Тимофеевичем Смоленщины в 1958, 1969 гг. Данные материалы - из фотофонда Смоленского государственного музея-заповедника.
Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека - в быту, обрядах, фольклоре. В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:
« Надену – ободом сведёт,
Сниму – змеёй упадёт.
Тепла не даёт,
А без него холодно».
С.П. Писарев (1846-1904 гг.) - основатель историко-археологического музея в Смоленске
«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия.
«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.
«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».
Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.
Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение.
К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции
(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)
Ржевско - Вяземская наступательная операция войск Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и Западного (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась составной частью наступления советских войск зимой 1941-1942 гг.
Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).
Большую помощь в проведении операции оказали смоленские партизаны, сражавшиеся во взаимодействии с частями 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.
Несмотря на незавершенность Ржевско-Вяземской операции, она сыграла важную роль в ходе наступления Красной Армии зимой 1941-1942 гг. Советские войска отбросили противника на западном направлении на 80 -250 километров, завершили освобождение Московской и Тульской областей, многих районов Калининской и Смоленской областей. Немецко-фашистские войска не получили ожидаемой зимней передышки для подготовки новых операций и понесли значительные потери. С 1 января по 30 марта 1942 г. группа армий «Центр» потеряла более 330 тысяч человек.
На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.
Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.
Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.
Самым известным исследованием по смоленскому орнаменту является статья Екатерины Николаевны Клетновой «Символика народных украс Смоленского края».
Статья впервые была опубликована в первом выпуске «Трудов Смоленских государственных музеев» в 1924 году, она и легла в основу нашей виртуальной выставки.
Как писала Козикова Л.М. в основе исследования лежат собранные Е.Н.Клетновой в Вяземском и частично Духовщинском уездах Смоленской губернии и датированные XIX - началом XX вв. образцы «справы». «Справа», как говорили смоленские крестьяне, это украшения для полотенец, скатертей и рубах.
Коллекция «справы» насчитывает почти 900 единиц хранения.
В ее составе:
- «спороши» («спорки») украшений со старых и заготовки для новых крестьянских рубах;
- концы праздничных и ритуальных полотенец, а также «спороши» и фрагменты с них;
- кружево, образцы плетения, вязания крючком и на спицах («концовки», «прошивки» для полотенец и скатертей);
- «концовки» в виде бахромы («бухмара»);
- несколько образцов украшений («коморы») из Духовщинского уезда для декорирования боковых швов верхних женских рубах «насовок».