- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
- «Неповторимый утраченный облик…»
«Неповторимый утраченный облик…»
к 135-летию со дня рождения художницы Веры Николаевны Глинки (1883 – 1955) Вера Николаевна Глинка принадлежала к старинному дворянскому роду Глинок и являлась внучатой племянницей композитора М.И. Глинки. Художница В.Н. Глинка в мастерской за работой над портретом молодого Михаила Глинки Вера Николаевна родилась 1 августа 1883 года, в селе Шмаково Ельнинского уезда Смоленской губернии. В 1903 году Вера Николаевна (после домашнего обучения) закончила в Смоленске женскую Мариинскую гимназию, где сформировалось её желание посвятить себя искусству. Учась в гимназии, она посещала студию художницы М.А. Келлер, которая была одной из самых престижных художественных студий дореволюционного Смоленска. Эта первоначальная подготовка смоленского периода дала Вере Николаевне возможность продолжить образование. Наставниками в искусстве, преподавателями за время учёбы Веры Николаевны были: П.Д. Корин, Н.А. Касаткин, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, В.А. Серов. В 1912 году В.Н. Глинка жила в Париже, где изучала старых мастеров живописи и скульптуры, а также знакомилась с современной французской живописью, брала уроки у А. Матисса. По возвращению из Парижа Вера Глинка поселилась в Москве, где началась её творческая и преподавательская деятельность. С 1938 года В. Н. Глинка – член Союза художников СССР. Творчество В. Н. Глинки многогранно. Она работала в различных жанрах. Главное место в работах художницы занимали родные пейзажи Смоленщины. Она не порывала связи со Шмаковым и Новоспасским. Последний раз была на родине в 1947 году. «С гимназической скамьи я почувствовала влечение к живописи и с первых же этюдов начала писать родные места, овеянные воспоминаниями о Глинке. Я стала профессиональной художницей, а за десятки лет накопилось у меня немало полотен, альбомов, эскизов, зарисовок тех мест и той природы, которая вырастила Глинку». Живой свидетель далекого былого В.Н. Глинка сохранила в памяти рассказы и предания, воскрешающие атмосферу, в которой жил гений русской музыки. Она запечатлела эту обстановку в цикле картин, объединенных замыслом показать в живописи памятные для русской культуры глинкинские места. Вера Николаевна вспоминала: «Когда я появилась на свет (в 80-х годах прошлого столетия), только немногие памятники говорили еще о былом великолепии шмаковской усадьбы. Уже не было огромного старинного дома, в котором насчитывалось когда-то сорок покоев; не было ни фамильной портретной галереи, ни двусветного зала, в котором встарь давались театральные представления и звучала крепостная музыка.
Дом в Шмакове. 1915г. До моего времени дожил только один из флигелей, оставшийся от большого дома екатерининской эпохи.
Флигель в Шмакове Вокруг этого флигеля, как и прежде, расстилался обширный, но запущенный парк.
Парк в Шмакове. 1940г. К озеру, запруженному на реке Стрянке, спускались парковые террасы. Еще хорошо видны были места прежних фонтанов; на самом озере по-прежнему красовались искусственно сооруженные островки, живописно отражавшиеся в прозрачной глубине.
В Шмакове были большие сады, чуть ли не на целые версты, и оранжереи».
В летние дни Вера Николаевна любила вставать с зарей, забирала мольберт, краски, палитру и отправлялась бродить по Шмакову и его окрестностям. Нередко маршрут художницы вел и в Новоспасскую округу. «Как грустно было видеть, что эти места, где родился и рос гений русской музыки, находились в полном забвении. На Десне, где когда-то перед Новоспасским домом был сооружен поэтический «Остров муз», не раз принимавший Глинку под свою тень, – о нем не было и помину. С каждым годом редел Новоспасский парк… Мне же особенно дорога мысль: поскольку позволяют силы и умение, запечатлеть на полотне тот примечательный уголок нашей родины, который выпестовал Михаила Глинку».
По ходатайству комитета по делам искусств с июня 1947 года В.Н. Глинка получает персональную пенсию республиканского значения, благодаря которой она могла творчески работать с надеждой устроить персональную выставку. Желанию Веры Николаевны не суждено было сбыться…. Она умерла в Москве 2 ноября 1955 года. Похоронена на кладбище Донского монастыря. В 2006-2007 годах Генрих Иванович Тиминский, наследник имущества художницы, передал всё оставшееся у него на то время художественное наследие Веры Николаевны на родину Глинки. В Смоленский музей-заповедник поступило 103 единицы хранения: живописные работы, графические (в том числе и книжная графика), печатные издания (в том числе – книги для детей 1920-х годов). Среди них несколько карандашных эскизов к портрету М.И. Глинки.
Не случайно на портрете композитор изображен со скрипкой. В.Н. Глинка вспоминала: «В семье Стунеевых я не раз слышала рассказы о Михаиле Ивановиче Глинке. Отчетливо помню любопытный рассказ, исходивший от самой Марии Ивановны о том, как её брат в юности часами бродил по Новоспасскому парку со скрипкой в руках. С той же неразлучной скрипкой он любил являться на народные празднества, на деревенские вечеринки, где собиралась крестьянская молодежь – песельники, плясуны. В наших ельнинских краях скрипка издавна прочно вошла в народный быт. Она во многом способствовала тесному общению Михаила Ивановича с крестьянами: ведь так легко было ему присоединиться со своей скрипкой к народным музыкальным затеям».
Эскизы к портрету – картине «М.И. Глинка в Новоспасском»
Графические работы В.Н. Глинки, представленные на этой выставке, позволяют нам воссоздать тот неповторимый и утраченный облик русской усадьбы, который на протяжении долгих лет вдали от родины вдохновлял М.И. Глинку на создание его бессмертных произведений. При подготовке выставки использовались следующие справочные материалы:
|