- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
- Борис Михайлович Неменский
Борис Михайлович Неменский
24 декабря 1922 – родился в Москве
1939 – поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года
1942 – окончил Саратовское художественное училище
1942-1945 – участие в Великой Отечественной войне в качестве военного художника Студии им. М.Б.Грекова. Основные фронтовые командировки: Панфиловская дивизия, сражение за Великие Луки, военные действия на Смоленском направлении, на Украинском, Белорусском, Ленинградском и других фронтах. Участвовал в боях на Одере и в штурме Берлина
1945 – медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
1945 – картина «Мать» (ГТГ). Вступил в Московскую организацию Союза художников
1945-1951 – учеба в Московском государственном художественном институте им. В.И.Сурикова
1951 – присуждена Государственная премия СССР на картину «О далеких и близких»
1953 – медаль «За боевые заслуги»
1955 – избран членом правления МОССХ
1956 – участие в Венецианской международной биеннале (Италия)
1957 – начало педагогической деятельности. Заведование кафедрой на художественно-графическом факультете МГПИ им. В.И.Ленина. На 1-ом Всесоюзном съезде советских художников избран членом правления СХ СССР
1963 – избран секретарем правления на II съезде СХ СССР. Постоянно переизбирается до 1987 г.
1963-1964 – дискуссии о картине «Безымянная высота» в творческом клубе МОССХ, в Центральном Доме литераторов им. А.А.Фадеева, в журнале «Художник»
1964 – начало преподавательской деятельности во ВГИКе. Профессор кафедры живописи и рисунка
1972-1973 – первая персональная выставка в Москве и передвижные выставки по городам страны
1978, 1982, 1986, 1987 – персональные выставки в Москве, Ленинграде, в других городах страны и в Болгарии
1982 – персональная выставка в Токио
1982 – удостоен звания народного художника России
1987 – награжден Президиумом Народного собрания Народной Республики Болгария орденом «Кирилл и Мефодий» Iстепени
1992 – избран академиком Российской академии образования
1993 – персональные выставки (совместно с Л.А.Неменской) в городах Франции
1995 – ретроспективная персональная выставка в Москве в Музее на Поклонной горе
1996 – присуждена Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за создание системы введения в художественную культуру; избран в Российскую академию художеств; присуждена премия Президента РФ за создание учебного комплекта по изобразительному искусству
2000 – выставка «Приглашение к диалогу» совместно с 20 художниками – учениками Б.М.Неменского в зале «Новый Манеж» в Москве
2000 – Советом по общественным наградам ООН награжден орденом «Поборник справедливости» («Defendensjustitiam») за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России
2003 – награжден золотой медалью Российской академии образования; победитель номинации «За честь и достоинство» Всероссийского конкурса
2005 – награжден общественной премией «Сокровищница Родины»; награжден медалью ордена «За служение Отечеству»
2006 – награжден золотой медалью Российской академии художеств
2007 – избран действительным членом Российской Академии художеств
2009 – персональная выставка в Российской академии художеств
2012 – диплом лауреата Всероссийской выставки «Многоликая Россия»; награжден медалью «1150 лет Российской государственности»
2025 - живёт в Москве
«В наших зарисовках, может быть, чересчур беглых, была подлинная правда чувств непосредственных участников тех событий». Эти слова Б.М.Неменского, фронтового художника студии М.Б.Грекова, с полным правом можно отнести к серии рисунков из собрания Смоленского музея-заповедника, большинство которых выполнены им сразу после освобождения Вязьмы в марте 1943 года. Они – своего рода фронтовой дневник, который ведет зрителя по военным дорогам.
Рисунок на войне был основным жанром творчества. По оперативности с ним не могли сравниться ни фоторепортаж, ни документальное кино. Он не требовал каких-то особых условий, художник работал в любых обстоятельствах, лишь бы под рукой находился материал, оставляющий след на бумаге. Таким материалом у Бориса Неменского были карандаш, уголь, мел. С их помощью штрихи, линии, пятна превращались в документальные свидетельства войны: портреты солдат и командиров, разрушенные жилища, лежащие в руинах города, искореженную технику… Сделанные в затишьях между боями, а порой под бомбежкой и артобстрелом, лишенные академичности и внешних эффектов, – они стали очень точным и откровенным образом войны. При всей своей документальности, эти быстрые рисунки-наброски вовсе не сухая фиксация событий. В них искренность, боль, трепетность чувств художника-фронтовика Бориса Михайловича Неменского.
Серия "Смоленское направление. Вязьма. 1943"
«В наших зарисовках, может быть, чересчур беглых, была подлинная правда чувств непосредственных участников тех событий». Эти слова Б.М.Неменского,фронтового художника студии М.Б.Грекова, с полным правом можно отнести к серии рисунков из собрания Смоленского музея-заповедника, большинство которых выполненыим сразу после освобождения Вязьмы в марте 1943 года. Они – своего рода фронтовой дневник, который ведет зрителя по военным дорогам. Рисунок на войне был основным жанром творчества. По оперативности с ним не могли сравниться ни фоторепортаж, ни документальное кино. Он не требовалкаких-то особых условий, художник работал в любых обстоятельствах, лишь бы под рукой находился материал, оставляющий след на бумаге. Таким материалом у Бориса Неменского были карандаш, уголь, мел. С их помощью штрихи, линии, пятна превращались в документальные свидетельства войны: портреты солдат и командиров,разрушенные жилища, лежащие в руинах города, искореженную технику…Сделанные в затишьях между боями, а порой под бомбежкой и артобстрелом, лишенные академичности и внешних эффектов,– они стали очень точным и откровенным образом войны. При всей своей документальности, эти быстрые рисунки-наброски вовсе не сухая фиксация событий. В них искренность, боль, трепетность чувств художника-фронтовика Бориса Михайловича Неменского.