- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
- Серия "Карьера шлюхи"
Серия "Карьера шлюхи"
«Карьера шлюхи» (1732) – первая знаменитая серия из шести гравюр, выполненная Хогартом по собственным картинам (они погибли в 1755 году при пожаре) на современный морализующий сюжет с рискованным названием. Это драматическое жизнеописание провинциальной девушки Молл (Мэри) Хакэбаут, приехавшей на заработки в богатый соблазнами Лондон, где зло стало почти уже незамечаемой нормой, а потому судьба Молл оказывается предрешенной. Серия сделала Хогарта знаменитым и утвердила за ним репутацию «самого полезного художника».
По оригиналу Уильяма Хогарта 1732 Гравер Фредерик Ф.Уолкер (Walker, Frederick F.), род. 1805 Лист 1. Встреча со сводницей Офорт |
Действие завязывается на бойком перекрестке дорог и судеб, у ворот лондонской «Бэлл инн» – гостиницы «Колокола», куда приехала из далекого Йорка невинная девица по имени Мэри Хэкэбаут. Ее опущенные скромно глазки свидетельствуют о младенческой добродетели. «Грозные силы порока» уже со всех сторон приближаются к Мэри в первые же мгновения после того, как она ступила на богатую соблазнами лондонскую землю. Уже треплет нежный подбородок Мэри опытная рука сводни, поставляющей подруг джентльменам, способным хорошо оплачивать свои прихоти; уже устремил на пленительную провинциалку профессиональный взгляд стареющий, но любострастный господин.
По оригиналу Уильяма Хогарта 1732 Гравёр Сэмюель Дэвенпорт (Davenport, Samuel), 1783-1867 Лист 2. Ссора с покровителем Офорт |
Лист 2 – необходимое сюжетное звено, показывающее короткий период богатства и удовольствий, выпавший на долю Мэри Хэкэбаут. Здесь все необходимые атрибуты пикантного анекдота: не вовремя явившийся старый любовник; молодой офицер в спущенных чулках и со шпагой под мышкой, крадущийся незаметно к двери; верная служанка, уже держащая его башмаки; догадливая Мэри, сбрасывающая со столика чайный прибор в приступе отлично разыгранного гнева (разумеется, только для того, чтобы занятый скандалом покровитель не оглянулся назад).
И снова обилие мелочей, столь знакомых Хогарту: шелковый балдахин кровати, картины в золоченых рамах, разряженная обезьянка, уморительно похожая на хозяина, слуга-арапчонок в чалме с роскошным пером, хрупкая рокайльная мебель. Это непрочное богатство – такая же ложь, как и все, что происходит в картине. Только это не ложь одного «отрицательного персонажа». Это естественная ложь мира, где безнравственный поступок Мэри – прямое следствие окружающего ее порока. И вместе с тем Мэри не жертва. Скорее она простодушная соучастница творимого другими обычного будничного зла.
По оригиналу Уильяма Хогарта 1732 Гравёр Том Филибраун (Phillibrown, Thomas), активно работал 1834-1860 Лист 3. Арест Офорт |
В третьей гравюре Мэри с покорностью принимает арест за перепродажу краденого, как принимала прежде подарки своих содержателей. Она так и не узнала, что в мире есть какая-то мораль. Потеряв и молодость, и богатых любовников, она сохранила почти детскую наивность. Возмездие является к ней в образе известного в те годы судьи сэра Джона Гонсона, великого гонителя проституток. Но и здесь, в гравюре «Арест», в третьем акте хогартовской драмы, Мэри безмятежна. А декорации сменились: старая кровать с рваным пологом, дряхлая мебель – убогая обстановка дешевых меблированных комнат, превращенных в приют уже недорого продающейся «любви». Обрюзгла и постарела служанка, да и сама героиня потеряла так ненадолго украсившую ее жизнь свежесть и элегантность. И хотя гравюра эта едва ли не кульминация серии, хотя в глубине комнаты видны входящие судья и приставы, главное в листе не действие, а общее ощущение унылой безнадежности, пассивной покорности неизбежному.
И вновь множество деталей, почти заменяющих собой словесный комментарий – от портретов великолепного «шестиженца» капитана Макхита из «Оперы нищих» и торийского богослова Сейгверда до пуншевых мисок и лекарственных пузырьков.
По оригиналу Уильяма Хогарта 1732 Гравёр Сэмюель Дэвенпорт (Davenport, Samuel) , 1783-1867 Лист 4. В тюрьме Брайдуэлл Офорт |
Как только действие переносится в тюрьму, вместо одной жертвы перед зрителем – едва ли не дюжина несчастных. Мэри стала одной из многих. Все оказалось миражем, только здесь, в тюрьме, все – настоящее, жизнь бесстыдно и страшно показывает свой лик. Предчувствия беды, что чудились в первых листах серии, исчезли. Беда совершилась. И нити множества судеб соединились здесь, в Брайдуэлле, в мрачный и запутанный узел общего человеческого несчастья.
Здесь нет ни гротескных преувеличений, ни одинокого злодея в окружении добродетельных судей. Протокольная констатация ужасной реальности – такого не знало английское искусство.
Впервые в жизни бедняжка Мэри занята тяжелой работой, она треплет коноплю в тюремной мастерской вместе с другими заключенными. Здесь, в тюрьме, мир едва ли кажется ей страшнее, чем прежде. И надзиратель с лицом профессионального палача внушает ей не боязнь, но привычное желание повиноваться. Гораздо мрачнее то, что составляет главный смысл гравюры, – будничный кошмар тюрьмы: работа от шести утра до шести часов пополудни; исступленная бдительность надсмотрщика – ведь заработок заключенных идет, по сути дела, в его карман; голод, страх наказания, вечная усталость. И все это Хогарт изображает с той же внешней бесстрастностью хроникера, с какой воспроизвел он и колодку, куда зажаты руки провинившейся чем-то девушки, и нравоучительную надпись на этом гнусном станке: «Лучше работать, чем стоять так», и дозорный столб с вырезанными на нем словами: «Плата лентяям».
По оригиналу Уильяма Хогарта 1732 Гравёр Георг Пресбери (Presbury,George), работал во 2-й четверти XIX Лист 5. Пока доктора спорят, больная умирает Офорт |
Пятый лист – смешение злободневной сатиры и вечной темы человеческого конца. Рядом со спорящими медиками – фигурами из ярмарочной комедии, представляющими, тем не менее, реальные портреты модных лондонских докторов, с их театрально нарочитыми, утрированными жестами – кусок едва ли не возвышенно трагический. Запрокинутая голова умирающей, бесцветная кожа, невидящие глаза, мертвые складки покрывала на холодеющем теле, освещенные горячим огнем камина, у которого жарит кусок мяса маленький сын Мэри; и сохнущее на веревке белье, чулки и перчатки, повторяющие своей бестелесной неподвижностью неподвижность трупа.
Это главное впечатление уже не могут разрушить наполняющие гравюру второстепенные персонажи и подробности. Напротив, что бы ни увлекало зрителей в первую очередь – ссора знаменитых врачей, вороватая, роющаяся в сундуке старуха или сама смерть Мэри, – они уже не могли не заметить страшного диссонанса – несоизмеримости мелкого и значительного в гравюре.
По оригиналу Уильяма Хогарта 1732 Гравёр Джеймс Штубс (Stubbs, James), расцвет 1830-1833 Лист 6. Похороны Офорт |
Будто бы опасаясь чрезмерной серьезности, Хогарт заканчивает драму буффонадой, мерзким шабашем у незакрытого еще гроба. Потоки лицемерных слез мешаются с вином и элем, опьяневший до состояния кроткого идиотизма священник (двойник хорошо известного капеллана тюрьмы Флит) меланхолически выливает бокал себе на колени, а траурные покрывала и креповые повязки кажутся атрибутами дешевого маскарада. Собственно, это и есть маскарад, поскольку нет тут ни одного человека, которого печалила бы смерть Мэри, как прежде никого не заботила ее нелепая и беспутная жизнь. А единственное существо, действительно связанное с покойной, – ее маленький сын, похожий на странного грустного гнома в траурном своем облачении, – ничего не понимая в происходящем, спокойно сидит у гроба.