Бытовой жанр

Бытовой жанр
ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
17.04.2019

Сюжеты из повседневной жизни составляли основу одного из самых распространенных жанров – бытового. Мастерами этого жанра по праву считаются голландские художники. Гравюра Иоганна Вилля (1715-1808) с оригинала Габриэля Метсю «Голландская кухарка» отличается чистотой и мягкостью штриха, превосходной передачей нюансов светотени и фактуры предметов. Упехом у публики пользовались гравюры Мишеля Моро (1741-1814) с произведений известных жанровых живописцев. В нашем собрании находится гравюра Моро с живописного оригинала Ж.-Б. Греза (1725-1805) «Хорошее воспитание». Современником Моро был известный гравер Огюстен де Сент-Обен, соединивший в своем творчестве талант рисовальщика и офортиста. К его лучшим жанровым произведениям относятся два рисунка «Костюмированный бал» и «Концерт» (1773). Эти рисунки превосходно гравированы А.- Ж. Дюкло (1742 -1795). В конце XVIII века наряду с новыми гравировальными техниками на металле стали применять цветную печать. Блестящий период развития цветной гравюры акватинты связан с деятельностью одного из лучших французских живописцев-граверов Луи Филибера Дебюкура (1755–1832). Быстро овладев техникой акватинты, которой он учился у гравера Ж.-Ф. Жанине, Дебюкур совершенствует ее, дополняя карандашной манерой, офортом, черной манерой (меццо-тинто), употребляя иногда свыше десяти досок. Творческий подход и умелое использование всех разновидностей гравировальных техник придают его листам необычайную ясность и легкость. На выставке представлен цветной эстамп Дебюкура «Утреннее прощание». Из жанристов XIX столетия особенно известны имена Эдуарда де Бомона (1821-1888) – французского акварелиста, литографа и иллюстратора. Художники Проспер Сен-Жермен (1804 -1875) и Франсуа Гренье (1793-1867) работали в технике цветной литографии. Основными персонажами их произведений являются дети: «Маленькая пряха», «Девочка с собакой».

 

7622
Сельский бал
Жак Куше с оригинала Антуана Ватто
18 в.

Офорт. 39,8х26,4; 37х24

Жак Куше (Couché, 1759-1821). Гравер, издатель и торговец эстампами. Офорт Куше с картины Ватто "Сельский бал" ("Le bal champetre", 1715-1717) передает мягкие очертания дальних планов, игру света и тени на листве деревьев, фигуры изящных персонажей "галантных празднеств". Основной рисунок воспроизведен тонкими линиями. Гравюра содержит описание происходящей сцены. Действие происходит в роще. Молодая пара в театральных костюмах предается радостям танца. Картина "Сельский бал" находится в частном собрании (Х., м. 96х128. Париж).

Жан-Антуан Ватто (Watteau, 1684-1721). Французский живописец и рисовальщик. Около 1702 года приехал в Париж. Сближение с живописцами К. Жилло и позднее с К. Одраном способствовало развитию интереса Ватто к театру и декоративному искусству. В 1717 году Ватто получил звание академика за большую картину "Паломничество на остров Киферу" (Лувр, Париж). Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни. В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов - театральные сцены и "галантные празднества". Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение; внутренняя жизнь его персонажей раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты, причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя. Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в тонко уловленных движениях и жестах. Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной нежности цветовых сочетаний, трепетной игре красочных нюансов, вибрирующих, изменчивых мазков. (Ю. К. Золотов).

 

06_7559_i-_g-_vill_1715_1
Голландская кухарка
Иоганн-Георг Вилль с оригинала Габриэля  Метсю
18 в.

Гравюра. 44,6х33; 39,6х28,6

Иоганн-Георг Вилль (Wille, 1715-1808). Гравер, родился в Гиссене, близ Кенигсберга, умер в Париже. В десять лет начал гравировать свои собственные композиции. Отправившись в 1736 в Париж, он работал сначала для гравера Жана Долле. Вилль стал известен в художественном мире благодаря живописцу Гиацинту Риго, который поощрял его браться за серьезные гравюры и доставлял ему хорошие заказы. Многочисленные гравюры Вилля воспроизводят преимущественно картины нидерландских жанристов Терборха, Доу, Мириса, Метсю, Остаде, Схалькена и др., а также портреты и исторические картины. Произведения этого художника отличаются чистотой и мягкостью штриха, превосходной передачей нюансов светотени и блестящей передачей фактуры. У него учились граверы И. Г. Мюллер, Шмуцер, Дункер, Ингуф и Гуттенберг. Вилль приобрел своими трудами большое состояние, но лишился его во время французской революции.

Габриэль Метсю (Metsu, 1629-1667). Голландский бытовой живописец. Сын художника Якова Метсю, ученик Г. Доу, Фр. Хальса и затем Рембрандта. По сюжетам своих картин подходит близко к Терборху, изображая часто сцены из жизни богатого и элегантного класса голландского общества, а также простых людей. Его картины большей частью несложны по композиции, состоя из двух или трех, редко из большего числа фигур, небольшие по размерам: "Дама за клавесином", "Мужчина и женщина за трапезой", "Женщина в своей семье". Мирные семейные сцены, занятия или отдых людей составляют главную часть его произведений. Метсю писал также портреты. По уровню исполнения художник относится к лучшим представителям голландской школы.

 

img_0341
Довольная мать
Пьер-Шарль Ингуф с оригинала Пьера-Александра Вилля
1767

Гравюра. 44,5х33; 41,3х30,3

Пьер-Шарль Ингуф (Ingouf, 1746-1800). Французский гравер, рисовальщик

Пьер-Александр Вилль (Wille, 1748-1821). Живописец и гравер. Сын гравера Георга Вилля. Придворный художник Людовика XVI-го. В 1744 году был принят в Королевскую Академию художеств как причисленный. Будучи учеником Ж.-Б. Греза, он ему подражал, но не обладал его мощным рисунком. Как гравер, он произвел несколько интересных листов, в частности, гравированные под тушь портреты своих отца и матери.

 

7614
Хорошее воспитание
Жан-Мишель  Моро и Пьер-Шарль Ингуф с оригинала Жана-Батиста Греза
1766

Гравюра. 40,3х29,2; 36,6х25,5

Жан-Мишель Моро (Moreau, 1741-1814), прозванный Младшим. Французский  рисовальщик, гравер и живописец. В возрасте 17-ти лет был приглашен вместе со своим наставником, Л.-Ж. Лелорренем, в Санкт-Петербург преподавать рисование в Академии художеств, но пробыл здесь всего два года. По возвращении своем на родину учился у гравера Ж.-Ф. Леба. В 1797 Моро получил место профессора в Парижском центральном училище изящных искусств, а после реставрации Бурбонов – титул королевского рисовальщика. Всех гравюр, исполненных им самим или другими по его рисункам, насчитывается до 3000. Сверх собственных композиций, он гравировал с картин Буше, Ж. Верне, Тенирса и Рембрандта, а также с портретов работы С. Бурдона, К. Ванлоо, В. Денона и др. Большая часть его произведений) – книжные иллюстрации. Из них наиболее известные ) – к "Метаморфозам" Овидия (исполненные в сотрудничестве с Буше, Эйзеном и Гравело), к "Неистовому Роланду" Ариосто, к "Песням" поэта Делаборда, к сочинениям Ж.-Ж. Руссо и Вольтера. Моро сделал иллюстрации для второй и третьей тетрадей альбома "Памятник костюма" ("Monument du costume"), представляющего собою едва ли не самое интересное иллюстрированное издание 18 века. В числе композиций Моро, появившихся в свет отдельными эстампами, наиболее замечательны "Придворный маскарад" и "Присяга Людовика XVI при коронации".

Пьер-Шарль Ингуф (Ingouf, 1746-1800) Французский гравер, рисовальщик

Жан-Батист Грез (Greuze, 1726-1805) Знаменитый французский живописец-жанрист. Учился в парижской Академии художеств. Первым его произведением была картина "Отец семейства, объясняющий своим детям Библию". В 1769 стал академиком живописи. Из многочисленных его произведений следует упомянуть "Отеческое благословение", "Проклятие", "Сельская невеста", "Счастливая мать", "Девочка с собакой", "Девушка, оплакивающая смерть своей птички" и "Разбитый кувшин". Основная тематика произведений Греза - семейный быт с его радостями и драмами. Он в совершенстве группирует фигуры, однако его сцены отчасти и театральны. Грез занимает во французской живописи важное место и как портретист. Его портреты полны сходства, жизни, выразительности, чувства. Картины Греза были гравированы лучшими мастерами, каковы Леба, Флипар и Массар-отец. Во время французской революции Грез жил уединенно и не вмешивался в политику. К концу жизни он имел довольно значительное состояние, но утратил его в рискованных предприятиях. Когда конвент решил предоставить заслуженным писателям и художникам даровые квартиры, Грез получил помещение в Лувре, где и умер почти в нищете, забытый своими современниками. В 1868 году в Турнюсе, на родине Греза, ему был воздвигнут памятник. 

 

09_11352_7_k-_verne_1758_
Арабский жеребец
Карл Верне
18 в.

Литография. 41,7х57

Карл Верне (Vernet, 1758-1836). Полное имя Антуан Шарль Орас Верне. Жанровый художник, рисовальщик, литограф. Анималист, карикатурист и баталист, художник-историограф Наполеоновской армии. Сын художника Клода Жозефа Верне; отец исторического художника Ораса Верне. Учился живописи у отца. В 17 лет получил вторую римскую премию; в 23 года – первую, что позволило ему отправиться в Рим на обучение. В 1787 году был удостоен звания члена Академии. Удостоился орденов Почётного легиона и св. Михаила. К. Верне был известен благодаря литографиям, воспроизводившим его рисунки и акварели, посвященные чистокровным английским лошадям. Его первой прославившейся картиной стал "Триумф Павла Эмилия", где он изобразил большое количество лошадей. Картина выставлялась в первые годы революции и произвела сильное впечатление на зрителей. В период Директории он рисовал на исторические темы, изображал скачки, морские ландшафты, охоту. Он был также автором более 800 литографий и одним из первых во Франции, кто применял станки для литографии. Его изображения лошадей сильно повлияли на его ученика романтика Теодора Жерико. Литография К. Верне "Арабский жеребец" выполнена на высоком профессиональном уровне.

 

7590
Костюмированный бал 
Антуан-Жан Дюкло с оригинала Огюстена Сент-Обена
Ок. 1773

Гравюра. 31,7х47,6; 30,6х43,8

Антуан-Жан Дюкло (Duclos, 1742-1795). Французский гравер, ученик Огюстена Сент-Обена. Работал главным образом в мелкомасштабной гравюре, модной во Франции во второй половине 18 века, прежде всего в книжной иллюстрации. Мастер офорта, он часто готовил доски, которые завершались резцом другими граверами. Художник и гравер запечатлели интересные сцены из жизни аристократического общества того времени. В гравюре "Костюмированный бал" Дюкло сумел передать не только основной рисунок, но и атмосферу этого бала: кажется, что воздух слегка затуманен благодаря свечам, горящим в люстрах. В изображении персонажей гравюры переданы легкость и игривая грация, характерные для искусства эпохи рококо. 

Огюстен Сент-Обен (Augustin de Saint-Aubin, 1736-1807).  Французский живописец, гравер и иллюстратор. Происходил из семьи художников: его отец, дядя и брат также были придворными живописцами короля. Мать Сент-Обена (1696-1756) служила вышивальщицей у короля Людовика XV. Кроме него, известными художниками стали его братья Габриель-Жак, Шарль-Жермен и Луи-Мишель. Обучался в Королевской академии живописи и скульптуры в Париже. С 1755 занимался гравированием, поместил несколько работ в музыкальном журнале "Journal de musique" де Лагарда, создал ряд афиш для театральных представлений, иллюстрировал книги, оформлял кабинет естественной истории герцога де Шевреза. Создал множество оригинальных рисунков на тему моды, стиля и светской жизни. В рисунке "Костюмированный бал" Сент-Обен изобразил несколько изящных пар, плавно танцующих в небольшом зале, освещенном люстрами и окруженном зеркалами. Сент-Обен особенно преуспел в портретной гравюре, поскольку в совершенстве владел карандашной манерой, передающей полутона. Сохранилось более 1000 работ с указанием на его авторство. В 1776 назначен гравером королевской библиотеки. С 1777–придворный живописец. Работал при королевской библиотеке. В 1790 ему было поручено изготовление эскизов для новых французских ассигнаций достоинством 200, 300 и 1000 франков.

 

34087
Концерт
Антуан-Жан Дюкло с рисунка Огюстена Сент-Обена
Ок. 1773

Гравюра. 34х44,4

Антуан-Жан Дюкло (Duclos, 1742-1795). Французский гравер, ученик Огюста Сен-Обена. Работал в мелкомасштабной гравюре. Мастер офорта, он часто готовил доски, которые завершались резцом другими граверами. Гравюра "Концерт" является парной к гравюре "Костюмированный бал" (ок. 1773).

Огюстен Сент-Обен (Augustin de Saint-Aubin, 1736-1807). Французский живописец, гравер и иллюстратор. Рисунок "Концерт" является парным к рисунку "Костюмированный бал".

 

022_9805_50_zh-_norblen_d
Пастух с палкой
Жан-Пьер Норблен-де-ла-Гурден
18 в.

Офорт. 5,2х3,3

Жан-Пьер Норблен де ла Гурден (1745-1830). Французский живописец, график и гравёр, один из основоположников польской жанровой живописи. C 1769 года обучался живописи в Дрездене под руководством баталиста Франческо Казановы (1727-1802), затем шлифовал мастерство в Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1772 году был приглашён обучать рисованию детей князя Адама Чарторыжского (1734-1823) и в 1774 году перебрался в Польшу, где был назначен королевским придворным живописцем. Станислав-Август поручил ему написать картину: "Сборовская битва при Владиславе IV". Для князя Радзивилла Hорблен написал в его дворце плафон, изображающий колесницу Авроры, влекомую семью конями. Основал в Варшаве Художественную школу. Создал значительное количество жанровых картин, портретов, батальных эпизодов, а также серию эскизов польских национальных костюмов. В особенности он известен своими аквафортными гравюрами, в числе 94-х листов. Умер 23 февраля 1830 года в Париже в возрасте 84 лет.

 

img_0360
Утреннее прощание
Луи-Филибер  Дебюкур
1787

Цветной офорт, акватинта. 43,5х34,7; 32,9х24,7

Луи-Филибер Дебюкур (Debucourt, 1755-1832). Французский живописец и гравер, ученик Вьена, вскоре покинувший академическое направление этого художника и посвятивший себя жанру. Произведения его кисти отличаются умным выбором сюжетов, ясностью композиции, гармоничностью колорита и добросовестным исполнением. Маленькие картины удавались ему гораздо лучше, чем большие. Главные между ними –"Благодетельный дворянин", "Сельское обучение", "Деревенский судья", "Страшное совещание", "Шарлатан" и "Притворная ласка". Ученик Ж.-М. Вьена, принятый двадцати шести лет в Академию как "художник маленьких картин в духе фламандцев", он с 1785 года посвящает себя гравюре. Дебюкур, почти совсем отказавшись от живописи, предался гравированию акватинтным способом и достиг большого успеха в печатании своих эстампов несколькими красками. Его полихромные гравюры изображают преимущественно сцены парижской жизни в конце 18в. Из них особенно уважаются любителями гравюр два листа: "Гулянье в саду Пале-Рояля" (1787) и "Гулянье в галерее Пале-Рояля", представляющие превосходную характеристику современных художнику парижан с их типами, костюмами и нравами. К числу гравюр Дебюкура, ценимых и разыскиваемых коллекционерами, принадлежат также "Худо скрытая Сусанна", "Застигнутые любовники", "Менуэт новобрачной", "Похищение", "Два поцелуя", "Пожар", "Кафе Фраскати", "Охота на лисицу" (с оригинала Карла Верне). В офорте "Утреннее прощание" художник достигает замечательной тонкости колористических нюансов, глубины и мягкости полутонов. Он мастерски передает предрассветную свежесть воздуха и свет раннего утра. Л.-Ф. Дебюкур считается единственным художником-гравером, оставившим значительный след в цветной оригинальной гравюре.

 

img_0332
Конюшня почтовой станции
Жан Муаро  с оригинала Филиппа  Воувермана
1753

Гравюра, офорт. 43,8х61,6; 42,7х47,4

Жан Муаро (Moyreau, 1690-1762). Французский художник и гравер.

Филипп Воуверман (Wouwerman, 1619-1668). Голландский живописец,  изображал преимущественно военные сцены, охоты, кавалькады, а также лошадей и фигуры охотников, воинов и знатных дам в разнообразных костюмах. Создал около 800 картин, посвященных почти исключительно теме военных сцен, охот и прогулок. Необыкновенная законченность его произведений, исполненных им в продолжение не более 20 лет, указывает на легкость и быстроту его техники.

 

025_6194_sh-_de_bomon_182
Бал-маскарад. Триумф фантазии
Шарль де Бомон
19 в.

Бумага, акварель, белила, карандаш, тушь, перо. 30,1х24,8.

Шарль де Бомон (Charles Edouard de Beaumont, 1821-1888?). Французский художник и литограф, более известный под именем Эдуар де Бомон. Сын скульптора Жана-Батиста де Бомона. Прошел обучение у живописца Антуана-Феликса Буасселье, больше интересуясь рисунком и техникой акварели. Известен как талантливый иллюстратор журнала "Revue pittoresque", романа В. Гюго "Собор Парижской Богоматери" (1845). В 1879 году основал "Общество акварелистов".

 

026_6195_a-_gyumoens-_mol
Молочница из Солера
Анри Гюмoeнс
19в.

Литография. 30,5х23

Анри Гюмоенс (Henri Gumoens. Род. в 19в.)  Французский гравер, рисовальщик, акварелист.

 

img_0357
Маленькая пряха
Проспер Сен- Жермен
19в.

Цветная литография. 47х38,5; 36х27х2

Проспер Сен-Жермен (Jean-Baptiste Prosper Marie dit Saint-Germain, 1804-1875). Художник  и иллюстратор. Полное имя Жан-Батист Проспер Мари Сен-Жермен. Его родители жили в Бретани, где Проспер познакомился с писателем Эмилем Сувестром (1806-1854). Он иллюстрировал некоторые его книги. Классическое образование Проспер получил у кузена Александра Колена в Париже. По возвращении в Морле (Бретань) художник организовал курсы изобразительного искусства для детей. В 1851 году Проспер Сен-Жермен назначается преподавателем рисунка в Морской школе во французском Бресте. Став инвалидом после франко-прусской войны в 1871году, художник умирает через четыре года в Париже.

 

img_0358
Дети охотника
Франсуа Гренье
19 в.

Цветная литография. 28,4х23

Франсуа Гренье (François Grenier de Saint-Martin, 1793-1867). Французский художник. Полное имя Франсуа Гренье де Сен-Мартен. Учился у классициста Ж.-Л. Давида (1748-1825). Писал портреты, картины на исторические сюжеты и жанровые произведения. За участие в Салоне 1810 года получил медаль.

 

029_9688_f-_grene_1793_18
Девочка с собакой
Франсуа Гренье
19в.

Цветная литография. 33х29,7; 28,6х23,4

Франсуа Гренье (François Grenier, 1793-1867). Французский художник. Полное имя  Франсуа Гренье де Сен-Мартен. Учился у классициста Ж.-Л. Давида (1748-1825). Писал портреты, картины на исторические сюжеты и жанровые произведения. За участие в Салоне 1810 года получил медаль.

 

11593_4
Курятник
Луи Суланж-Тессье с оригинала Филипп Руссо
19 в.

Литография. 31,4х44,6; 13,7х

Луи Суланж-Тессье (Louis Emmanuel Soulange –Teissier, 1814-1898). Французский художник и литограф.

Филипп Руссо (Rousseau, 1808-1885), брат Теодора Руссо, ученик барона Гро и В. Бертена, вначале избрал для себя специальностью пейзаж и изображал виды Оверни и Нормандии, потом перешел на живопись животных, которая не замедлила составить ему репутацию отличного мастера. Основные темы его многочисленных картин – разнообразные животные в комических ситуациях или же сцены из басен. Таковы, например, "Домашняя и полевая мыши" (1845), "Незваный гость" (1850; в Люксембургском музее, в Париже), "Кошка и старая крыса" (1847), "Обезьяна-фотограф" (1866), "Внутренность кухни" (1867), "Волк и ягненок" (1875) и др. В последние годы своей жизни Руссо писал, кроме того, цветы, плоды, посуду и пр. Живопись его отличается ловким приемом кисти и блестящим, но несколько резким колоритом, впадающим по большей части в слишком красноватые тона. В Кушелевской галерее Императорской академии художеств имеется работа этого художника – "Собаки".

 

11593_9
Городская улочка
Селестен Нантейль  с оригинала Александра-Габриэля Декана
19 в.

Литография. 45,2х31,7,4; 19,3х16,

Селестен Нантейль (Célestin Nanteuil, 1813-1873). Полное имя Селестен Франсуа Нантёйль-Лёбёф. Французский живописец и литограф, ученик Ланглуа, Энгра и парижского училища изящных искусств. Стал известен в 1832-1840, как рисовальщик заглавных листов и виньеток к сочинениям В. Гюго, Александра Дюма, Нерваля и Бореля. В качестве литографа Нантейль работал с 1833 для "Романтического путешествия по старой Франции" Тейлора, для "Revue des peintres" (портреты Альф. Карра и Т. Готье), для "Artistes contemporains" ("Современные художники") и для др. изданий. С 1870 г. он был директором рисовальной школы в Дижоне и хранителем городского музея.

Александр-Габриэль Декан (Decamps, 1803-1860). Живописец и гравер, один  из главных представителей романтизма во французской школе наряду с Энгром, Делярошем и Делакруа. Писал масляными красками и акварелью жанровые сцены, исторические картины, пейзажи и животных; литографировал многие из собственных композиций. С редкой изобретательностью и техническим мастерством соединял в своих жанрах жизненность, поразительное чувство колорита и силу света  - качества, приобретенные им во время путешествия в 1827-28 гг. в Константинополь и Малую Азию. Исторические картины Декана отличаются, сверх указанных достоинств, благородством концепции и стильностью. Изучив на Востоке не только местные народные типы и быт, но и различные породы животных, любил изображать последних, причем нередко обращал их в остроумную пародию на человека. Из его многочисленных жанровых произведений в особенности известны: "Охотничьи собаки", "Восточные ослы на скотном дворе", "Лошади, тянущие бечеву" (Лувр) и "Большой турецкий базар".

 

11593_57
Александр-Габриэль Декан
Восточный дворик
19 в.

Офорт. 31,3х44,6; 22,2х29,9

Александр-Габриэль Декан (Decamps 1803-1860). Живописец и гравер.

 

11593_47
Смерть и дровосек
Луи-Эжен Леру с оригинала Александра-Габриэля Декана
19 в.

Литография. 45х31,3; 24,1х20,2

Луи Эжен Леру (Louis Eugène Le Roux, 1833-1905). Французский живописец и гравер. Родился в Париже. Писал жанровые картины и пейзажи. Прошел обучение у художника  Ф.-Э. Пико в Школе изящных искусств в Париже. Участвовал в выставках Салона, за что был награжден медалями в 1873 и 1875 гг.

Александр Габриэль Декан (Decamps 1803—1860). Живописец и гравер. Сюжет произведения А. Декана "Смерть и дровосек" заимствован из басни Жана де Лафонтена (1621-1695). Старый дровосек, уставший от непосильной работы, просит Смерть избавить его от страданий. Однако, когда Смерть является ему, старик ужасается и начинает судорожно цепляться за жизнь. Этот сюжет использован в картине Ф. Милле (1859, Глиптотека Ню Карлсберг, Копенгаген).

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2024

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus
4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы