История музея «Смоленский лен» или золотое время льноводства на Смоленщине.

История музея «Смоленский лен» или золотое время льноводства на Смоленщине.

Ровно 40 лет назад 25 декабря 1980 года был открыт музей «Смоленский лен».

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
24.12.2020

Ровно 40 лет назад 25 декабря 1980 года был открыт музей «Смоленский лен».

Он разместился в отреставрированном памятнике архитектуры, Троицком соборе, построенном в 1676 г., и перестроенном в 1727 г. после повреждения строений Свято-Троицкого мужского монастыря ураганом.

Здание отреставрировано в 1979-1980 гг. по проекту А. Силанова.

Открытие музея – учреждения культуры, стало благом для старых построек, ведь после войны и до 1979 года в Троицком соборе располагалась макаронная фабрика.

 

122

 

Музей занимал площадь около 600 кв. метров, непосредственно под экспозицию отведено было 350 кв. метров.

25 декабря 1980 года были открыты 1 и 2 этаж музея, впоследствии в 1983 году открыли третий этаж.

Как сообщала газета «Рабочий путь» от 26 декабря 1980 года на открытии музея присутствовали: «Делегаты 21 областной партийной конференции. Митинг по этому случаю открыл член бюро обкома КПСС, председатель облисполкома Д.И. Филатов. Звучит Гимн Советского союза. Слово для выступления предоставляется члену ЦК КПСС, первому секретарю обкома партии Ивану Ефимовичу Клименко. Затем выступают Герои Социалистического труда Мария Андреевна Егорова из Ельнинского колхоза им. М. Горького, Александр Петрович Ефимов из монастырщинского колхоза им. Ленина, заведующая отделом льна областной опытной станции Людмила Семеновна Атрашкевич, ткачиха Смоленского льнокомбината Любовь Алексеевна Воробьева и доктор исторических наук, профессор пединститута Дмитрий Иванович Будаев. Почетное право открытия музея представляется И.Е. Клименко и знатным льноводам области Героям Социалистического труда М.А. Егоровой и А.П. Ефимову. Девушки, внарядной льняной одежде преподносят им на льняном полотне символический ключ от музея».

 

2-5

Открытие музея «Смоленский лен» 25 декабря 1980 г.

 

313

25 декабря 1980 года открытие музея «Смоленский лен». Ленточку перерезают (слева направо) Герой Социалистического труда М.А. Егорова, первый секретарь смоленского обкома КПСС И.Е. Клименко, Герой Социалистического труда А.П. Ефимов.

 «Перед их (первых посетителей музея) взором предстает высокая скульптура крестьянок на фоне картины Павла Архиповича Шматикова «Цветущий лен».

 

48

Интерьер вестибюля музея «Смоленский лен», размещавшегося в Троицком соборе. Скульптура «Колхозницы», автор Супрун Оксана Александровна, народный художник УССР и гобелены «Осенний лен» (слева) и «Смоленский лен» (справа), автор Нелли Георгиевна Мамеева.

 

Очень впечатляет прекрасно выполненная художниками братьями Анатолием Илларионовичем и Константином Илларионовичем Козиковыми диорама «Уборка льна».

В залах первого музея было представлено около тысячи экспонатов.

«Сбор материалов, разработку тематической структуры экспозиций выполнила группа научных сотрудников музея – заповедника под руководством заместителя директора по научной части Алексея Евстигнеевича Минкина в составе Федора Андреевича Виноградова, Абы Моисеевича Хенкина, Марии Александровны Захаренковой, Ларисы Николаевны Чистяковой, Ларисы Александровны Баржевой, Валентины Ивановны Склееновой и других.

Художественное оформление экспозиций выполнено под руководством М.М. Шведова. Непосредственное оформление экспозиций вели художники братья Козиковы, А. Сергеев, В. Фомичев, Н. Крылов, Б. Трофименков, В. Лосев.

В музее, большая часть экспозиции была посвящена, успехам советских льноводов, именно советский период стал «золотым» периодом льноводства на Смоленщине.

 

58

Вестибюль музея «Смоленский лен».

 

11 человек получили звание Героев Социалистического труда за успехи в развитии льноводства, еще 4 советских руководителя (председатели, партийные руководители) получили это звание за успехи в развитии сельского хозяйства, среди которых обязательно упоминались достижения в льноводстве.

У известного на Смоленщине поэта Алексея Бодренкова в стихотворении «В поезде» из сборника 1953 г. «Весна в разгаре» есть строки:

«Ну, а Наталья – молодец:

Имеет орден, две медали.

И все за лён, за долгунец…

Ей там почет моей Наталье».

Многие на Смоленщине получали награды «за лён».

На Смоленщине существовала сильнейшая в стране научная школа селекционеров, имена Зинаиды Никаноровны Бородич, Людмилы Семеновны Атрашкевич были известны далеко за пределами страны. З.Н. Бородич был получен один из лучших в мире сортов льна – Л-1120, сочетающий в себе ряд достоинств: устойчивость против полегания, осыпания семян, против ряда заболеваний, высокую урожайность. В народе этому сорту и его автору Бородич З.Н. посвящены стихи и песни. Сорта, полученные смоленскими селекционерами, возделывались не только во многих областях нашей страны, но и на полях Польши, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии.

 

67

И. Е. Клименко писал в своей книге «Лен Смоленщины», что смоленский поэт Алексей Бодренков и композитор Владимир Дунаевский написали песню о знатном селекционере Бородич З.Н. и её знаменитом сорте льна Л-1120

«От чистого сердца мы шлем вам поклон,

Доход миллионный приносит ваш лен.

И слышится в каждой крестьянской избе:

Бородич, Бородич, спасибо тебе.

Дошла о вас слава до самой Москвы.

Не клонит под ветром ваш лен головы.

Вы много трудились, трудились с душой

И силой его наделили большой».

Экспонаты первого зала рассказывали об истории дореволюционного льноводства. Этот зал привлекал больше всего внимания. В газете «Правда» в статье «Ода северному шелку» рассказывалось о том, как открывшая музей (перерезавшая ленточку) Мария Александровна Егорова осматривала экспозицию: «Волнуясь, осматривала старая крестьянка экспонаты. Привлек её внимание уголок старой избы. Тут все было связано со льном. На стенах вывешены со вкусом вышитые кофточки, сарафаны, ручники… А, вот рядом целый набор орудий, с помощью которых изготовлены белоснежные холсты. Прялка и веретено, трепало и старинный стан… Все это Егоровой знакомо, потому что с девичьих лет льном она занимается. Многие годы возглавляла звено, удивляя на редкость высокими урожаями».

 

74

 

Зал «Развитие льноводства на Смоленщине в дореволюционный период» в музее размещавшимся в Троицком монастыре.

 

Когда создавали музей, собирали экспонаты, связанные с льноводством на Смоленщине. В статье Е. Понариной «Смоленский лён. Репортаж из музея» в газете «Социалистическая индустрия» от 21 февраля 1981 г. научный сотрудник музея «Смоленский лен» Мария Александровна Захаренкова (впоследствии заведующая музеем «Смоленский лён») вспоминает: «Понятно каждому тяжело расстаться с дорогими вещами, поэтому, найдя интересный экспонат, мы ездим за ним порой долго. Но в конце концов получаем. Приходит момент, когда человек вдруг понимает: «Да если ко мне в этакую даль столько раз ездят, видать и впрямь нужна им эта вещь…» И отдают. Не беда, что не сразу. Главное - уже поверив нам: для людей это нужно, для сбережения памяти нашей. А как иначе расстаться с грамотой, которой тебя наградили еще в годы первых пятилеток? С сорочкой, что мать в дар отцу к свадьбе вышивала? Да даже с глиняной посудиной - двоежкой? Ведь ты сам в ней таскал отцу обед в поле… Вещи часто не раз чиненые. Без такого ткацкого станка не обходилась ни одна большая семья. Его берегли, передавали из поколения в поколение. По крайней мере, вот этот многое испытал на своем веку. Некоторых посетителей его вид даже смущает. Сетуют, что мы выставили такой латанный – перелатаный. Только именно такой, по-моему – говорит Мария Александровна – тут и должен стоять. Почему? Потому что наш музей не зря называется «Смоленский лен». И экспонаты в нем все со Смоленщины, земли многострадальной, не обойденной ни одной войной. Да разве можно тут найти старую вещь целехонькой, без метины времени? Если бы и нашли, не поверили бы в неё люди».

«Сложность была в том, что мы – историки, а надо было знать тонкости льняного дела, - рассказывает о периоде организации музея его сотрудница Лариса Александровна Баржеева. – Поставили мы, например, ткацкий станок. А как его заправить, - лишь на словах представляем. Вспомнили, что работала у нас раньше пожилая женщина, Анна Павловна Демидова. Родом из наших краев. Попросили зайти. Пришла. Оглядела станок. Помешкала немного. Лицо у неё просветлело. Надо было видеть с какой ловкостью, не стертой годами, взялись руки этой пожилой женщины налаживать станок. Видно и вправду        был необходим такой музей в этом краю. Мысль о нем зрела в народе давно и потому он был создан словно на одном дыхании – всего за четыре месяца» (выдержка из статьи «Смоленский лён» в газете «Социалистическая индустрия» 21 февраля 1981 г.).

 Смоленский музей льна был первым и единственным в 1980-е годы в РСФСР и пользовался большим успехом и у туристов, и у местного населения.

 

83

 

3 зал музея «Смоленский лен» «Льноводство на Смоленщине в период развитого социализма (1961-1980 гг.)».

 

93

 

Группа французских туристов в музее «Смоленский лен». 1980-е годы

 

107

 

 

1110

 

123

 

И.Е. Клименко в своей книге «Думы о былом», изданной в 2001 г. Союзом журналистов Смоленской области в главе: «И все, таки лён! Новая технология» писал: «В Смоленске был создан первый в Российской Федерации музей льна. Наряду с многочисленными интересными экспонатами и данными по истории льноводства на Смоленщине, в нем широко показаны результаты работы со льном в современный период. Была развернута постоянная выставка, которая систематически пополнялась материалами, рассказывающими о новых достижениях льносеющих совхозов и колхозов, а также передовиков производства».

 

133

 

Мероприятие в музее «Смоленский лен». 1980-е гг.

В начале 90-х гг. музей стал больше внимания уделять этнографии: народным обычаям и традициям, костюму, жизненному укладу смоленских крестьян.

 В залах музея были проведены реэкспозиции.

В зале, посвященном до и после военному развитию льноводства, открыли выставку смоленского женского костюма, её автор Людмила Михайловна Козикова.

В зале, рассказывающем о деятельности льноводческих предприятий в 1960-80-е гг. в 2006 году открылась выставка «Нить жизни», повествующая, об обрядах и обычаях, связанных с жизненным циклом человека (рождение, свадьба, упокоение), в которых большую роль играли изделия изо льна. Идея создания выставки принадлежала заведующей музеем «Смоленский лен» Синициной Людмиле Витальевне.

 

141

 

Выступление ансамбля «Белсвет» (г. Десногорск) на открытии выставки Грамажоры Л.П.

В начале апреля 2011 года музей выехал из Троцкого монастыря и временно занял 1 этаж здания «Русская старина», т.к. «Художественная галерея», размещавшаяся там ранее, переехала по адресу ул. Коммунистическая 4, в здание бывшего Александровского реального училища.

Проработав здесь чуть больше года, в связи с ремонтом здания, музей в июле 2012 году переехал в Никольскую башню, где находится и поныне.

Экспозиция музея хранит память об славной истории льноводства на Смоленской земле, частице смоленской истории.

 

Захаренкова Лариса Викторовна – заведующая этнографическим отделом.

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2021

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73
тел./факс +7 (4812) 38 73 46

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы