«Неповторимый утраченный облик…»

«Неповторимый утраченный облик…»

к 135-летию со дня рождения художницы

Веры Николаевны Глинки

 (1883  – 1955)

Вера Николаевна Глинка принадлежала к старинному дворянскому роду  Глинок и являлась внучатой племянницей композитора М.И. Глинки.

ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник»
г. Смоленск, ул.Коммунистическая, 4
+7 (4812) 38 73 73
28.05.2018
к 135-летию со дня рождения художницы
Веры Николаевны Глинки

(1883  – 1955)

Вера Николаевна Глинка принадлежала к старинному дворянскому роду  Глинок и являлась внучатой племянницей композитора М.И. Глинки.

vera_glinka_hudozhnica_00
Художница В.Н. Глинка в мастерской за работой над портретом

молодого Михаила Глинки

Вера Николаевна родилась 1 августа 1883 года, в селе Шмаково Ельнинского уезда Смоленской губернии.

В 1903 году Вера Николаевна (после домашнего обучения) закончила в Смоленске женскую Мариинскую гимназию, где сформировалось  её желание посвятить себя искусству. Учась в гимназии, она посещала студию художницы М.А. Келлер, которая была одной из самых престижных художественных студий дореволюционного Смоленска. Эта первоначальная подготовка смоленского периода дала Вере Николаевне возможность продолжить образование.

Наставниками в искусстве, преподавателями за время учёбы Веры  Николаевны были: П.Д. Корин, Н.А. Касаткин, А.М. Васнецов, Л.О. Пастернак, А.Е. Архипов, В.А. Серов.

В 1912 году  В.Н. Глинка жила в Париже, где изучала старых мастеров живописи и скульптуры, а также знакомилась с современной французской живописью, брала уроки у А. Матисса.

По возвращению из Парижа Вера Глинка поселилась в Москве, где началась её творческая и преподавательская деятельность.

С 1938 года В. Н. Глинка – член Союза художников СССР.

Творчество В. Н. Глинки многогранно. Она работала в различных жанрах. Главное место в работах художницы занимали родные пейзажи Смоленщины. Она не порывала связи со Шмаковым и Новоспасским. Последний раз  была на родине в 1947 году.

«С гимназической скамьи я почувствовала влечение к живописи и с первых же этюдов начала писать родные места, овеянные воспоминаниями о Глинке. Я стала профессиональной художницей, а за десятки лет накопилось у меня немало полотен, альбомов, эскизов, зарисовок тех мест и той природы, которая вырастила Глинку».

Живой свидетель далекого былого В.Н. Глинка сохранила в памяти рассказы и предания, воскрешающие атмосферу, в которой жил гений русской музыки. Она запечатлела эту обстановку в цикле картин, объединенных замыслом показать в живописи памятные для русской культуры глинкинские места.

Вера Николаевна вспоминала: «Когда я появилась на свет (в 80-х годах прошлого столетия), только немногие памятники говорили еще о былом великолепии шмаковской усадьбы. Уже не было огромного старинного дома, в котором насчитывалось когда-то сорок покоев; не было ни фамильной портретной галереи, ни двусветного зала, в котором встарь давались театральные представления  и звучала крепостная музыка.

35326_36034880_9

Усадебный дом                      Дом в Шмакове   

34880_6
Дом в Шмакове.

1915г.

До моего времени дожил только один из флигелей, оставшийся от большого дома екатерининской эпохи. 

35326_34

Флигель в Шмакове

Вокруг этого флигеля, как и прежде, расстилался обширный, но запущенный парк.

 

34880_5
Парк в Шмакове. 1940г.

К озеру, запруженному на реке Стрянке, спускались парковые террасы. Еще хорошо видны были места прежних фонтанов; на самом озере по-прежнему красовались искусственно сооруженные островки, живописно отражавшиеся  в прозрачной глубине.

33643_3        33643_4        34880_4
  Берег озера в Шмакове         Шмаково. Пейзаж с озером                  Берег озера              

1939г.                                         1940г.                                                  

35326_35

Шмаково. Вид с озера.

34880_7 34880_2
  Усадьба.                               Оранжерея в Шмакове.    

Уголок дома с колоннами и сад                                                                          

 

В Шмакове были большие сады, чуть ли не на целые версты, и оранжереи».

В летние дни Вера Николаевна любила вставать с зарей, забирала мольберт, краски, палитру и отправлялась бродить по Шмакову и его окрестностям.

Нередко маршрут художницы вел и в Новоспасскую округу. «Как грустно было видеть, что эти места, где родился и рос гений русской музыки, находились в полном забвении. На Десне, где когда-то перед Новоспасским  домом был сооружен поэтический «Остров муз», не раз принимавший Глинку под свою тень, – о нем не было и помину. С каждым годом редел Новоспасский парк…

Мне же особенно дорога мысль: поскольку позволяют силы и умение, запечатлеть на полотне тот примечательный уголок нашей родины, который выпестовал Михаила Глинку».

 

35326_37
Новоспасское. Заглохший пруд
nv_9924_5
Усадьба в Новоспасском
35326_38
Новоспасское. Пейзаж с озером

По ходатайству комитета по делам искусств с июня 1947 года В.Н. Глинка получает персональную пенсию республиканского  значения, благодаря которой она могла творчески работать с надеждой устроить персональную выставку. Желанию Веры Николаевны не суждено было сбыться…. Она умерла в Москве 2 ноября 1955 года. Похоронена на кладбище Донского монастыря.

В 2006-2007 годах Генрих Иванович Тиминский, наследник имущества художницы, передал всё оставшееся у него на то время художественное наследие Веры Николаевны на родину Глинки.

В Смоленский музей-заповедник поступило 103 единицы хранения: живописные работы, графические (в том числе и книжная графика), печатные издания (в том числе – книги для детей 1920-х годов).

Среди них несколько карандашных эскизов к портрету М.И. Глинки.

 

35326_27
Портрет М.И. Глинки
35326_24
М.И. Глинка с женой в Новоспасском

Не случайно на портрете композитор изображен со скрипкой. В.Н. Глинка вспоминала: «В семье Стунеевых я не раз слышала рассказы о Михаиле Ивановиче Глинке. Отчетливо помню любопытный рассказ, исходивший от самой Марии Ивановны о том, как её брат в юности часами бродил по Новоспасскому парку со скрипкой в руках. С той же неразлучной скрипкой он любил являться на народные празднества, на деревенские вечеринки, где собиралась крестьянская молодежь – песельники, плясуны.

В наших ельнинских краях скрипка издавна прочно вошла в народный быт. Она во многом способствовала тесному общению Михаила Ивановича с крестьянами: ведь  так легко было ему присоединиться со своей скрипкой к народным музыкальным затеям».

34881_1_1_2

34881_1_1_1

35326_25
Эскизы к портрету – картине «М.И. Глинка в Новоспасском»

 

Графические работы В.Н. Глинки, представленные на этой выставке, позволяют нам воссоздать  тот неповторимый и утраченный облик русской усадьбы, который на протяжении долгих лет вдали от родины вдохновлял М.И. Глинку на создание его бессмертных произведений.

При подготовке выставки использовались следующие справочные материалы:

  1. Козикова, Л.М Художница В.Н. Глинка//  Эпоха М. И. Глинки: Музыка. Поэзия. Театр: Новоспасский сборник. - Выпуск седьмой.– Смоленск,  2012. - С. 133 – 154.
  2. Глинка, В.Н. Воспоминания о М.И. Глинке// Советская музыка.-1947.-№1. – С. 85-91.
  3. Канн-Новикова, Е. Потомки великого композитора// Советская музыка. – 1947.- № 6.– С. 107-111.
  4. Канн-Новикова, Е Из встречи с родственницей//Огонёк. – 1946. -  №33.

Назад

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2019

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73
тел./факс +7 (4812) 38 73 46

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы

Яндекс.Метрика