- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
- «Раритеты Смоленского государственного музея-заповедника»
«Раритеты Смоленского государственного музея-заповедника»
Коллекция любого старого музея, особенно такого многопрофильного как Смоленский музей-заповедник, часто поражает своим многообразием. Наряду с предметами, нахождение которых в провинциальном российском музее объяснимо и закономерно, в коллекции находятся «редкости», которые не часто можно увидеть в наших экспозициях, им и посвящена данная виртуальная выставка.
Коллекция Смоленского музея начала складываться в конце XIX века. Ее основу составили собрания смоленского историко-этнографического музея княгини М.К.Тенишевой и смоленского историко-археологического музея, организованного знатоками местного края С.П.Писаревым и В.И.Грачевым. В дальнейшем многопрофильность музея способствовала поступлению самых разнообразных предметов. В результате, наряду с произведениями искусства, последовательно отражающими этапы развития истории и культуры в основных экспозициях музея, сформировался целый комплекс уникальных предметов, хранящихся в фондах до экспонирования на выставках. Эти старинные музейные редкости не часто радуют зрителя, находясь в запасниках большую часть своего существования, но заслуживают особого внимания. Например, «Острожское Евангелие» 1580 года - первая печатная книга на «церковнославянском языке», или именная грамота, жалованная полковнику Григорию Михайлову Любистову, Санкт-Петербург 1753г.
Величайшую историческую ценность представляют хранящиеся в музее грамоты русских императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, собственноручное письмо Петра I, рукомой волынского князя Константина Острожского, известного как владелец типографии, выпустившей первую русскую печатную книгу, кубок, изготовленный мастером Иваном Григорьевым в 1748 году, цеховые знамена смоленских ремесленников…
Высота 37,4 см.
Подобные гербовые кубки, увенчанные двуглавым орлом, являлись предметами подношений или давались в качестве пожалований, служили украшением поставцов. В качестве семейных реликвий передавались по наследству.
Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.
На лицевой стороне живописное изображение Николая Чудотворца.
В 1839г. в Смоленске были выпущены знамена в виде металлических рельефов с иконописными вставками, с креплениями для древка в левой части. Каждое знамя представляло один из ремесленных цехов г.Смоленска. Всего в музее хранится 1 общее знамя ремесленников и 7 знамен различных цехов: портного, резного и столярного, сапожного, живописного, кузнечного, серебряного, печного.
Из старых поступлений музея.
Высота 59,2 см.
Восточный декор. Произведения европейского фарфора зачастую объединяют традиции культур Востока и Запада. Сюжеты китайских и японских росписей постоянно использовались европейскими мастерами в подражание более дорогим восточным предметам. С XVIII в европейском искусстве между собой соперничали 3 стиля - тюркери, жапонез и шинуазри (турецкий, японский и китайский стиль соответственно). В вазе смоленского музея отражено творческое переосмысление европейскими мастерами традиций фарфорового производства восточных держав.
Из старых поступлений музея.
Высота 16,5 см.
Кубки в виде женской фигуры («юнгфрау») изготовлялись в качестве свадебного сосуда. Состоит из двух частей - верхнего маленького (для одного) и большого перевернутого (двойного). Выпить налитый напиток из маленького одиночного кубка невозможно, т.к. он подвижный: закреплен на шарнирах. В перевернутом виде такой кубок становился двойным, но поставить его было невозможно. Из большого кубка должны были пить поочередно жених и невеста, не расплескав не капли.
Из старых поступлений музея.
Высота 61,5 см.
Саксонский фарфор (porcelaine de Saxe) изготавливался на заводе в г. Мейсене, близ Дрездена. Именно мастерам Саксонии в начале XVIII в. удалось воссоздать рецепт фарфора и открыть первую в Европе порцелиновую (фарфоровую) мануфактуру.
Богатый скульптурный декор, насыщенный колорит росписи позволяют причислить вазу к незаурядным произведением декоративно-прикладного искусства.
Поступила в 1925 году из Ярцевского музея.
Длина 25 см.
Корчик- ложка, которую подвешивали к большему общему сосуду (братине). Корчик предназначался для разлива напитков и в качестве личной ложки.
Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.
21,5х18,4 см.
Портрет был изготовлен к годовщине бракосочетания Марии Клавдиевны Николаевой (М.К.Тенишевой) и князя Вячеслава Николаевича Тенишева.
Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.
46х70,5 см.
На 4-х пергаментных листах, текст обрамлён орнаментальной рамкой с изобржением листьев, цветов, завитков. Орнамент выполнен золотом и красками. Каждый лист переложен шёлковой прокладкой. Обложка обтянута золотной парчой. К грамоте подвешена кустодия с сургучной гербовой печатью и двумя кистями на крученых шнурах с четырьмя ворворками.
Поступила из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.
16х10,5х4 см.
Напечатано Иваном Фёдоровым, с шестью красочными иллюстрациями, в бархатном зелёном с коричневым переплёте с серебряной позолоченной накладкой с лицевой стороны. В центре в выпуклом квадрате фигура с книгой, на открытых страницах которой выполнена надпись: "приидите все…", выше надпись по-славянски; четыре выпуклых угольника с изображением пишущих фигур. На обороте резной крест в выпуклом фигурном обрамлении, четыре ножки и две серебряных застёжки. Внутри оклейка белого шёлка, страницы с золотым обрезом.
Поступило из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.
Высота 16 см.
Полукоронка с пятью городчатыми зубцами на фольге и стержнях. Обшита золотными нитями и стеклярусами, налобник с двумя полосами золотного галуна и прошивкой из бити. Сзади девять лент разнообразной ткани, концы лент шиты галунными полосками золотной нити и серебристой бити, с шерстяными кистями.
Поступил из историко-энтографического музея княгини М.К.Тенишевой.
24,7х49 см.
Одним из самых удачных проектов известного художника С.В.Малютина, работавшего в Смоленске и Талашкино с 1900 по 1903 год, стало оформление талашкинского театра. Смысловым центром театрального интерьера, выполненного художником в русском стиле, стал красочный занавес сцены с изображением былинно-сказочного баяна, играющего на гуслях. Единство стилевого решения – декорированные резьбой и росписью порталы, скамьи с высокими волнообразными спинками, расписные двери и карнизы – отражает общий настрой всего оформления здания театра.
Поступил из собрания княгини М.К.Тенишевой.
Размер 32х16,5 см.
Принадлежал волынскому князю Константину Константиновичу Острожскому (1526-1608), основателю первой русской типографии, в которой в 1580 году была выпущена первая печатная книга на церковнославянском языке - «Острожское Евангелие».
Поступил из смоленского историко-археологического музея, дар генерал-майора А.П.Клочкова.