Виртуальные выставки

08.11.2017

Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки.

Подробнее

30.10.2017

Данная виртуальная выставка представляет работы, находящиеся в фондах Смоленского  государственного музея-заповедника. Формирование собрания произведений русского авангарда началось с первых послереволюционных  лет. Впервые было представлено публике 1 мая 1920 года, в день открытия Смоленской художественной галереи.   Только в 1920  году из отдела  ИЗО Наркомпроса поступила коллекция, включающая в себя произведения художников, входивших в группу «Бубновый валет» - 52 произведения, несколько работ поступили из Петербургского музейного фонда. Позднее часть произведений была передана в Сычевский, Дорогобужский, Ельнинский музеи; к сожалению,  судьба ряда переданных произведений неизвестна. Источниками поступлений собрания авангарда являлись передача из Наркомпроса, покупки  непосредственно у авторов, передача в дар учениками и родственниками художников, так же в  середине 60-х собрание пополнилось произведениями художников -  земляков и  работавших в Смоленске в 20-х-30-х годах: Козьмина, Цапенко, Гуревича, Стефанского. Вместе с  коллекцией  М. Гуревича в 1967 году от Е.Л. Бочковской (как работа Гуревича) поступило полотно А. Щипицина  «На улице» («Два мопса»). В этом же  году из Министерства культуры СССР поступила  картина В. Рождественского «Азия. Женщина в парандже». В 1968 году Лодзинское  воеводство передает в дар музею работу В. Стржеминского, бывшего правой рукой К. Малевича в смоленском филиале Уновиса.

Подробнее

02.10.2017

Для нас сегодня полотенце это кусок ткани из хорошо впитывающего воду материала, для вытирания лица, рук, тела, посуды. В старые времена такие бытовые полотенца тоже были, они очень скромно украшались или были совсем без декора.

В словаре Ожегова дано значение слова «полотенце» как «простое изделие из впитывающей ткани или бумаги (имеется ввиду хлопчато-бумажная ткань), обычно предназначенное для высушивания или вытирания чего-либо».

Подробнее

26.06.2017

 «Моя земля и люди»

Перед вами страницы из фотоальбома с комментариями великого скульптора – земляка С.Т. Коненкова. Здесь представлены фотографии посещений Сергеем Тимофеевичем  Смоленщины в 1958, 1969 гг. Данные материалы - из фотофонда Смоленского государственного музея-заповедника.

Подробнее

08.06.2017

Пояс традиционно играл важную роль в жизни русского человека  -  в быту, обрядах, фольклоре.  В загадках пояс сравнивался с ужом или змеёй:

« Надену – ободом сведёт,

   Сниму – змеёй упадёт.

   Тепла не даёт,

   А без него холодно».

Подробнее

11.04.2017

С.П. Писарев (1846-1904 гг.) - основатель историко-археологического музея в Смоленске

Подробнее

24.03.2017

«Известия», «Западная Коммуна», «Рабочий путь» - такие названия носила газета в разные годы своего существования. Появившись в революционные дни 1917 года, на своих страницах она отображала все события, происходившие в нашем крае, события, которые сопровождались фоторепортажами её корреспондентов. В фондах смоленского музея хранится значительное количество снимков, переданных её корреспондентами, среди которых А.Г. Лиепиньш, А.А. Стукалов, А. Тимошенков, Е. Бурак и других, активно сотрудничавших с газетой. Мы отобрали лишь некоторые из них, которые помогут окунуться в эпоху 50-70-х гг. ХХ столетия.

Подробнее

02.03.2017

«...Веселый гражданин Лондона, отважный и стойкий человек, обладающий буржуазным презрением ко всему вычурному и фальшивому» – так назвал Уильяма Хогарта известный английский писатель-сатирик XIX века Уильям Теккерей. Для характеристики личности Хогарта существует множество эпитетов: провокативный, ироничный, дерзкий, изобретательный, искренний, неуживчивый, беспощадно реалистичный, ранимый. Он разный и во-многом – первый.

«Я обратился к совсем новому жанру, а именно к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области ещё не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена».

Все наиболее существенное из того, что было создано Хогартом, относится к этому изобретенному им жанру. Именно в этом жанре он нашел свое артистическое призвание, именно эти картины, выполненные первоначально на холстах, а затем повторенные в гравюрах, обеспечили ему признание и славу.

Хогарт первым стал разрабатывать свои сюжеты как драматический писатель, как театральный режиссер, разворачивая действие одно за другим, от начала к концу. Это было его изобретение.

Подробнее

18.01.2017

К 75 – летию Ржевско – Вяземской операции

(8 января – 20 апреля 1942 года) и к 120 – летию со дня рождения Белова П.А.)

Ржевско - Вяземская наступательная  операция  войск  Калининского (командующий - генерал – полковник И.С. Конев) и  Западного  (командующий - генерал армии Г.К. Жуков) фронтов (8 января – 20 апреля 1942 г.) являлась  составной  частью  наступления  советских  войск  зимой 1941-1942 гг.

Замысел операции заключался в окружении и уничтожении в районе Вязьмы основных сил гитлеровской группы армий «Центр» (командующий - генерал фельдмаршал Г. Клюге).

Большую  помощь  в  проведении  операции  оказали  смоленские  партизаны, сражавшиеся  во  взаимодействии  с  частями   1-го   гвардейского   кавалерийского корпуса генерала П.А.Белова и 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майора А.Ф. Казанкина.

Несмотря   на  незавершенность  Ржевско-Вяземской  операции,   она  сыграла  важную роль  в  ходе  наступления  Красной  Армии  зимой  1941-1942 гг.  Советские  войска  отбросили противника  на  западном  направлении  на  80 -250 километров,  завершили  освобождение Московской  и  Тульской  областей,  многих  районов  Калининской  и  Смоленской   областей. Немецко-фашистские  войска  не  получили  ожидаемой  зимней  передышки  для  подготовки новых  операций  и  понесли  значительные  потери. С  1  января  по  30  марта  1942 г.  группа армий  «Центр»  потеряла  более  330  тысяч  человек.

На выставке отражены события Ржевско – Вяземской операции, происходившие на Смоленской земле зимой – весной 1942 года.

Подробнее

13.12.2016

Выставка графики из собрания Смоленского государственного музея-заповедника.

Мюнхенский союз граверов – профессиональное объединение мастеров графического искусства, возникшее в недрах Мюнхенского союза художников в 1843 году. На заставке настоящей виртуальной выставки изображены известные немецкие граверы, украшающие рождественскую елку. Всех их объединяет общее праздничное настроение, в котором ощутим особый дух корпоративной дружбы. Заставка в несколько шутливом духе выполнена для издания первого сборника «Мюнхенского клуба граверов» («Radir Club München»). Автор заставки - ведущий немецкий  график Ойген Нейрётер. Каждое лицо известно, поскольку все изображения подписаны: Г. Дик, В. Гайль, Хр. Моргенштерн, М. Циммерман, Э. Кирхнер, Ф. Вюртле и др. Все эти художники внесли неоценимый вклад в развитие немецкой гравюры 19 века. Этому существовал ряд причин. В целом, с 1820 - х годов для немецкого искусства начинается довольно стабильная эпоха. В 19 веке центром художественной жизни в Германии становится Мюнхен.

Подробнее

©ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник», 2019

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.
При полном либо частичном использовании материалов ссылка на www.smolensk-museum.ru обязательна.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

orphus

Адрес: Смоленск, ул. Коммунистическая, д. 4
E-mail: dir@smolmuseum.ru
тел. +7 (4812) 38 73 73
тел./факс +7 (4812) 38 73 46

Популярные разделы: Отделы | Новости | Коллекции | Афиша | Документы