- Главная
- Выставки и события
- Виртуальные выставки
Виртуальные выставки
(к 75-летию освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков)
К 45-летию создания музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»
«Печка парит, печка жарит, печка душу бережёт!» Вся жизнь крестьянина, да и любого русского человека в прежние времена была тесно связана с печью. Она обогревала дом, варила, сушила травы, грибы и ягоды, лечила и служила баней, предсказывала погоду. С печью связаны сюжеты русских сказок, загадок, поговорок. Она – героиня смоленских гаданий - «подблюдных песен»: «Ходит кот по печурочке,
Зовёт кошечку в печурочку:
«Тут и тёпленько, тут и мяконько».
А, Пречистая мать, благослови.
А кому поём, тому добро,
А кому выдастся, тому лучше всех». (К свадьбе)
«Коло печки хожу, пирожки пеку, ой люли.
Ещё похожу и ещё попеку.
Кому песни поём, тому и добро». (К богатству) |
Смоленский музей-заповедник стал победителем грантового конкурса 2017 года благотворительной программы «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина» в номинации «Открытая коллекция» с проектом «Село-губерния-столица», Создание электронного каталога и выставки произведений Андрея Тимофеевича Сашина».
Проект объединяет усилия трех российских музеев, которые хранят произведения Андрея Сашина: Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Смоленского государственного музея-заповедника, Картинной галереи села Пречистое (филиал Духовщинского историко-художественного музея).
Открытие объединенной выставки и презентация электронного каталога состоятся в Историческом музее Смоленского музея-заповедника 2 ноября 2018 г.
О ходе работы над проектом, о судьбе художника Андрея Тимофеевича Сашина можно узнать на вновь открывшемся сайте проекта
к 135-летию со дня рождения художницы
Веры Николаевны Глинки
(1883 – 1955)
Вера Николаевна Глинка принадлежала к старинному дворянскому роду Глинок и являлась внучатой племянницей композитора М.И. Глинки.
Дорогие Друзья!
Предлагаем вашему вниманию фотовыставку из альбомов княгини М.К. Тенишевой, княгини Е.К. Святополк-Четвертинской и Н.А. Хренникова. На фотографиях запечатлены гости Талашкино – великие русские художники, музыканты, композиторы, архитекторы.
Эта выставка дает возможность увидеть княгиню М.К. Тенишеву в тесном кругу родных и близких ей людей, в простой непринужденной обстановке.
Материал охватывает небольшой промежуток времени с 1898 г. по 1905г.
Девичьих головных уборов в коллекции Смоленского музея-заповедника хранится немного. Ещё автор книги «Народный быт в верховьях Десны и в верховьях Оки», вышедшей в свет в 1927г., Н.И. Лебедева отмечала: «Головные уборы девушки сохранились слабее. Главная причина этого та, что молодое поколение легче теряет старые традиции. Исчезли и от того, что заключали в себе менее символики».
Главным, что объединяет все девичьи головные уборы – они, окаймляя лоб, оставляли макушку открытой и могли быть в виде украшенного обруча, в виде полотенца или платка.
Собрание нидерландской графики Смоленского музея-заповедника невелико по объему, но дает хорошую возможность познакомиться с произведениями художников, созданными в XVI-XVII веках. Виртуальная выставка включает 56 листов в технике офорта и резцовой гравюры. В историю искусства XVII столетие недаром вошло под названием «золотого века»: в обновленных Нидерландах это был подлинный расцвет живописного и графического искусства, особенно в Голландии. Среди представленных на выставке листов - гравюры и офорты выдающихся мастеров: Виллема ван Сваненбурга, Антони Ватерлоо, Виллема Ромейна, Рембрандта ван Рейна, Яна Бота, Германа Сафтлевена, Алларта ван Эвердингена, Карела Дюжардена, Яна ван Акена, Антони Ватерлоо. Творчество этих и других художников отличает универсализм : они создавали портреты, пейзажи, композиции на мифологические и религиозные темы, нередко изображали фигуры в произведениях своих соотечественников. Многие живописцы работали как офортисты. Все композиции характеризуются вниманием к деталям при сохранении целостности образа и отмечены высоким уровнем исполнительской культуры. Этим объясняется повышенный спрос на произведения голландцев и фламандцев у коллекционеров. Известно, что только из собрания Барышниковых в музей поступили многочисленные папки с графическими листами: акварели, литографии, офорты, гравюры. Среди них оттиски с офортов Рембрандта, А. Остаде. А. Ватерлоо, П. ван Лара, А. Эвердингена, К. Дюжардена и др. (ГАСО. Ф.19. Архивный фонд Наркомпроса). Представление о творчестве целого ряда старых мастеров дают также репродукционные гравюры Схелте А. Болсверта, Данкера Данкертса, Вильяма Унгера, Иоганна Гертеля с картин нидерландских, голландских и фламандских живописцев, находящихся в Художественной галерее Касселя, Рейксмузеуме Амстердама, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее искусств Лос- Анджелеса. Посетители нашего сайта получат уникальную возможность впервые увидеть редкие гравюры из фондов смоленского музея и познакомиться с тем, как интерпретировали явления окружающей действительности знаменитые нидерландские мастера XVI - XVII столетий.
К 75-летию со дня формирования французского авиационного истребительного полка "Нормандия-Неман"
Среди важных и интересных для изучения предметов русского народного женского костюма, таких как рубаха, сарафан, юбка-понёва своё достойное и вполне значимое место занимает фартук или по-другому передник. Слово фартук заимствованное, пришло к нам в XVIII веке из польского языка, а в польский из немецкого – fartuch (буквально дорожный платок), и означало передник, защищающий от порчи юбку или брюки.